В начале июля 2009 года шведская компания Saab, участвующая в тендере военного ведомства Бразилии с истребителем Gripen NG, заявила о готовности наладить в этой стране производство самолетов, рассчитывая таким образом повысить свои шансы на победу в конкурсе. Спустя примерно месяц с похожим предложением выступила и американская корпорация Boeing, продвигающая в тендере последнюю версию F/A-18E/F Super Hornet. Представители властей объявили, что США готовы сделать Бразилии "беспрецедентное предложение" о передаче технологий производства. Третий участник тендера - французская компания Dassaul со своим самолетом Rafale - уже давно предложил потенциальному заказчику похожие условия. Очевидно, что борьба за бразильский рынок вооружений ожидается как никогда жесткая.
Говоря о бразильском самолетном тендере FX-2, большинство СМИ в основном упоминают о партии из 36 истребителей, которые ВВС этой страны намереваются закупить у победителя на первом этапе. Тем не менее, его условия предусматривают куда более выгодное развитие сотрудничества, поскольку в конечном итоге бразильские военные планируют довести парк новых машин до 120 единиц. Такой заказ может стать лакомым куском для американского авиагиганта с его Super Hornet, а для шведов и французов так и вовсе настоящим спасением оказавшихся на задворках индустрии самолетов.
Российской оружейной экспансии на латиноамериканский рынок, о которой в последнее время все чаще говорят и пишут, на этот раз не будет. Перспективный многоцелевой истребитель Су-35, на начальном этапе участвовавший в конкурсе, по каким-то причинам выбыл из него вместе с самолетом Typhoon европейского консорциума Eurofighter. Не устроило бразильцев и предложение Lockheed Martin с очередной модификацией F-16 (хотя, по некоторым данным, вместо этого самолета они запрашивали перспективный F-35).
Мотивы решения об исключении российского самолета из тендера, впрочем, не совсем понятны, поскольку, по оценкам большинства экспертов, Су-35 будет существенно превосходить других участников конкурса. Как и один из финалистов конкурса Gripen NG, он находится в заключительной стадии разработки и проходит испытания.
Тендер FX-2 стал продолжением аналогичной инициативы бразильских военных, получившей обозначение FX. Запрос о предложениях потенциальным участникам конкурса на поставку самолетов в рамках этой программы был направлен еще в конце 1996 года, однако позже она была заморожена из-за недостатка финансирования. В 2005 году бразильцы отменили тендер, хотя в то же время парк французских истребителей Mirage F-2000, стоящих на вооружении ВВС страны, превысил обозначенные разработчиком сроки эксплуатации.
Новый тендер на поставку самолетов, объявленный в 2008 году, стал более многообещающим. Да и сами затраты латиноамериканского государства на оборонные нужды за последнее время значительно увеличились, что сделало Бразилию еще более значимым игроком на региональном рынке вооружений. Сегодня эта страна не только собирается строить собственные атомные подводные лодки, но и рассматривается как потенциальная площадка для производства перспективного российского истребителя пятого поколения.
Последний фактор, впрочем, вполне объясним. Бразильская авиастроительная корпорация Embraer сегодня считается одним из лидеров мирового рынка и воспринимается иностранными производителями как перспективный партнер. С учетом последних заявлений, прозвучавших с обеих сторон Атлантики, у нее может появиться выбор, какой именно самолет выпускать на своих мощностях.
Предложение шведов в этом плане действительно выглядит выгодным как для военных, так и для бразильской промышленности. Saab, как утверждают некоторые источники, планирует фактически переместить в Бразилию половину производства своих самолетов, что автоматически снизит их стоимость примерно на 20 процентов. Цена технического обслуживания также уменьшится на треть.
Кроме этого, как заявил директор Saab по маркетингу Боб Кемп (Bob Kemp), компания рассчитывает, что за счет Бразилии можно будет расширить географию поставок истребителей в латиноамериканском регионе. В частности, в качестве потенциальных заказчиков своего самолета Saab рассматривает Аргентину, Эквадор и Мексику. Тот фактор, что Gripen NG будет собираться в Бразилии, сделает его более доступным и привлекательным для соседних государств.
Желание шведской компании продвинуть свой самолет в бразильском тендере вполне понятно, поскольку для Saab предполагаемая сделка может стать выходом из затянувшейся полосы неудач. В последнее время Gripen терпит на рынке одно фиаско за другим, проигрывая своим конкурентам, а статистика поставок свидетельствует, что пока компания ориентирована в основном на внутренний рынок. Так, из 250 уже заказанных самолетов 204 проданы своей же армии, а часть экспортных машин находится в лизинге из-за того, что заказчики вынуждены ограничивать свои оборонные затраты.
Американцы предложили Бразилии партию из 28 одноместных истребителей F/A-18E и восьми двухместных самолетов в F-модификации, а также сопутствующие услуги и дополнительную продукцию за 7 миллиардов долларов. В случае победы в тендере, самолеты будут комплектоваться двигателями F414-400, бортовыми РЛС с активными фазированными антенными решетками, а также получат широкий спектр вооружений, включая ракеты AIM-120C7 AMRAAM, AIM-9M Sidewinder, AGM-154 и AGM-88B HARM, управляемые авиабомбы GBU-31/32.
В том случае, если бразильцы остановят свой выбор на продукции Boeing, они также смогут получить право производить на своих мощностях последнюю модификацию знаменитого американского боевого самолета. В таком случае латиноамериканское государство будет вторым экспортным покупателем F/A-18E/F Super Hornet. Первым стала Австралия, лишь недавно получившая одну из 23 заказанных машин.
Интерес к новинке американской корпорации на мировом рынке пока также не слишком большой. Причем весьма маловероятно, что в будущем ситуация может сильно измениться к лучшему - развитые страны вряд ли купят его, поскольку ожидают поставок новых истребителей F-35, а небогатым государствам в большинстве своем этот самолет все равно окажется не по карману.
Лидером в тройке финалистов еще раньше негласно называли Францию с ее истребителем Rafale. Это мнение основывалось на том, что у двух стран и так уже существуют довольно тесные отношения в военно-технической сфере. Даже первая бразильская атомная подводная лодка будет строиться при участии Парижа, не говоря уже о том, что на вооружении ВВС Бразилии до сих пор стоят французские Mirage F-2000.
Тем не менее, как отмечает издание Flight Global, у Rafale есть и очевидные минусы, которые могут сказаться на решении бразильцев. В частности, французы пока не готовы предложить столь же широкий спектр вооружений, как их конкуренты. Кроме этого, бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой для Rafale должна быть разработана лишь к 2012 году.
Для сравнения, те же американские Super Hornet уже обладают подобными радиолокационными станциями APG-79 производства Raytheon. И хоть в бразильском тендере наличие данной составляющей не значится как обязательное, это обстоятельство может сыграть свою роль.
Прогнозировать, чем завершится столь привлекательный для мировых авиационных гигантов бразильский тендер, пока трудно. Каждый из претендентов постарался максимально задобрить потенциального заказчика, предложив ему наиболее выгодные условия. Но победитель будет лишь один. А подобные решения, как известно, принимаются, исходя не только из технических, но и политических оснований.