Каждый авиасалон МАКС для Москвы и Подмосковья – явление совершенно особое. Можно сколько угодно говорить о том, что уровень выставки не дотягивает до европейских аналогов, но факт остается фактом: МАКС – одно из самых посещаемых в России мероприятий, выставка, которую с нетерпением ждут десятки и сотни тысяч людей. В 2009 году, увы, праздник начался с авиакатастрофы.
Витязи
То, в связи с чем МАКС-2009 будут вспоминать в будущем, случилось еще до открытия авиасалона. Во время тренировочных полетов 16 августа в небе над Жуковским столкнулись два Су-27 "Русских витязей". Трем пилотам, находившимся в кабинах истребителей, удалось катапультироваться. Тем не менее, жертв все равно избежать не удалось: командир пилотажной группы Игорь Ткаченко погиб – его парашют загорелся в воздухе. Двое других летчиков остались живы, но один из них сломал позвоночник.
Будет неудивительно, если МАКС-2009 откроется минутой молчания, посвященной памяти Игоря Ткаченко. Кроме того, не исключено, что и весь авиасалон будет посвящен именно ему. Отменять демонстрационные полеты на МАКСе не будут, однако "Русские витязи" участия в показательной программе не примут. Их, безусловно, можно понять – сложно даже представить, каково сейчас пилотам думать о фигурах высшего пилотажа.
Подобных катастроф на МАКСе еще не было, и пока непонятно, как поведут себя в такой внештатной ситуации организаторы. 16 августа они первым делом заявили, что МАКС все равно состоится, но будут ли внесены в программу какие-либо изменения, кроме отсутствия в ней "Русских витязей", пока неизвестно.
В истории "Русских витязей" аварии уже случались. В 1995 году три истребителя пилотажной группы врезались в гору во Вьетнаме при заходе на посадку. Погибли четыре летчика, но даже после такого происшествия "Русские витязи" оправились и вновь стали выступать с фигурами высшего пилотажа.
Не о грустном, но о неприятном
Если бы катастрофы с "Русскими витязями" не случилось, главной темой предисловия к МАКСу был бы экономический кризис. На проведении авиасалона он сказался самым непосредственным образом: многие участники прошлых МАКСов решили сэкономить на столь дорогостоящем мероприятии.
Одной из самых ощутимых потерь стали самолеты ВВС США: если раньше посетители МАКСа могли увидеть демонстрационные полеты истребителей F-15, а стратегический бомбардировщик В-52 - на статической выставке, то в этот раз США будут представлены только национальной экспозицией.
Российские компании пытаются экономить по-другому. По данным газеты "Коммерсант", многие из них решили объединить стенды с той областью, в которой располагается производство.
Отказов от участия было не так много: если в 2007 году на авиасалоне было представлено 787 компаний, то, по данным на 1 августа, на МАКС зарегистрировалось 465 российских фирм и 222 иностранных. Правда, министр промышленности и торговли Виктор Христенко ранее заявлял, что в МАКСе примут участие 711 компаний.
Сами организаторы МАКСа – компания "Авиасалон" – в условиях кризиса решили не снижать цены ни на билеты (разовый проход на МАКС обойдется теперь в 450, а не в 350 рублей, как двумя годами ранее), ни на аренду стендов. Кроме того, участники выставки жаловались в прессе на то, что многие услуги также стали платными: например, монтаж стендов, въезд транспорта на территорию МАКСа и стоянка. В итоге в прессе сообщалось, что даже такие постоянные участники выставки, как Минобороны России, вынуждены были сократить свое участие в МАКСе.
Еще одним следствием кризиса станет сравнительно небольшое количество сделок. В 2007 году на МАКСе продали самолетов приблизительно на три миллиарда долларов, причем по большей части – гражданских. В условиях экономического спада у авиакомпаний нет денег на новые лайнеры. Те же, кто все-таки был готов раскошелиться, сделали это несколькими месяцами ранее на французском авиасалоне в Ле Бурже.
Так что на долю МАКСа осталось немного. Прежде всего, на авиасалоне в Жуковском будет подписан твердый контракт на 30 региональных Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ. Продавцом лайнеров выступает "Ильюшин финанс", а покупателем – авиакомпания правительства Москвы "Атлант-Союз". Об этой сделке стало известно как раз на Ле Бурже, поэтому большого ажиотажа она вызвать не должна.
По данным газеты "Ведомости", "Ильюшин финанс" может заключить контракты еще на 15-20 Ан-148. Кто является потенциальным заказчиком самолетов, неизвестно.
"Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) на МАКСе вряд ли порадуют поклонников Sukhoi Superjet 100 новыми контрактами. Во всяком случае, в самой компании ГСС утверждают, что продаваться ближнемагистральный лайнер на МАКСе не будет.
Зато, как ожидается, на авиасалоне будет заключен один из самых крупных военных контрактов за последние годы, если не за десятилетия. ВВС России решили обновить свой парк, закупив у "Сухого" 48 истребителей Су-35, четыре Су-30М2 и 12 Су-27СМ. Учитывая дополнительное оборудование и вооружение, сумма контракта может составить три миллиарда долларов, то есть столько же, сколько на всем МАКСе-2007.
О приятном
Российский авиасалон от его аналогов в Европе (прежде всего, от Ле Бурже и Фарнборо) отличает летная программа. На протяжении долгих лет в Жуковском выступают лучшие пилотажные группы, старинные самолеты, новинки авиатехники, парашютисты и многие другие. Именно на летную программу и собираются россияне: в выходные дни на МАКС приходят сотни тысяч человек, еще десятки смотрят на выступления из окрестных поселков, садовых товариществ и сел.
В этот раз летная программа в бизнес-дни будет сокращена: самолеты будут подниматься в воздух 19 и 20 августа только с 14 до 17 часов по московскому времени. 21-23 августа летная программа будет проходить с 11 до 18 часов и остается все такой же насыщенной.
Уже известно, что на МАКС-2009 будут проходить полеты ретро-авиации, французских ВВС, гидросамолетов МЧС. Кроме того, на авиасалоне покажут возможности "Ночного охотника" – вертолета Ми-28Н. Покажет свои возможности и Sukhoi Superjet 100, а также многие другие самолеты.
Что касается пилотажных групп, то на МАКСе выступят "Соколы России" на Су-27 и Су-30, "Стрижи" на МиГ-29, а генерал–майор Александр Харчевский покажет, как надо летать на Су-34.
Из иностранных пилотажных групп свое мастерство продемонстрирует итальянская группа Frecce Tricolori (в России их обычно пишут русскими буквами – "Фречче Триколори"). Они прилетают на МАКС с 2003 года. Ранее сообщалось о том, что в Жуковском будут показывать фигуры высшего пилотажа и французы из Patrouille de France, но пока в официальной программе полетов их выступление не значится.
P.S.
По данным организаторов МАКСа, в этом году авиасалон могут посетить более 600 тысяч человек. Если этот прогноз оправдается, значит, интерес к российской авиации не ослабевает даже в условиях кризиса, повышения цен на билеты и несчастного случая с "Русскими витязями".
Впрочем, такой ажиотаж неминуемо означает, что пробок, толчеи и очередей на МАКСе не избежать. А если еще будет палить солнце, то посещение авиасалона может превратиться в весьма сомнительное удовольствие. Что брать с собой на МАКС, как не потеряться и как правильно себя вести на авиасалоне, "Лента.Ру" расскажет накануне открытия МАКСа для всех желающих (в первые дни салон будет работать только для бизнес-посетителей).