18 августа завершился процесс выхода Грузии из СНГ. О намерении вывести страну из состава Содружества ее президент Михаил Саакашвили заявил год назад, в разгар российско-грузинской войны. Поскольку соответствующую ноту официальный Тбилиси с тех пор так и не отозвал, теперь, согласно принятым процедурам, решение вступило в силу. С выходом из СНГ Грузия помимо прочего лишается ряда экономических преимуществ. Впрочем, в Тбилиси утверждают, что благодаря проделанной за год работе потери будут минимальными.
Претензии к СНГ известны. Их можно услышать, наверное, перед каждым саммитом Содружества, когда возобновляется очередной безнадежный спор на тему: умерло ли уже СНГ или еще нет. Содружество называли аморфным образованием, неудачной попыткой воссоздать Советский Союз, "чемоданом без ручки", который жалко бросить, и даже неким подобием ожившего мертвеца. Последнюю характеристику, например, дал несколько лет назад украинский депутат Николай Яковина. Он высказал мнение, что СНГ уже умерло, а видимость жизни в "еще теплом трупе" поддерживает Россия, которой этот институт нужен "для удовлетворения имперских амбиций".
Сторонники СНГ, со своей стороны, утверждали, что не следует возлагать на него слишком больших надежд. В руководстве РФ заявляли, что Содружество стало формой "цивилизованного развода" для республик, входивших в состав Советского Союза. Впрочем, отношения между странами СНГ нередко оказывались далеки от "цивилизованных". А процесс "развода" и пребывания в альянсе, который, очевидно, уже не отвечал новым отношениям на пространстве бывшего СССР, растянулся почти на двадцать лет. Из всех членов СНГ только Грузия решилась довести его до конца.
Сколько теперь участников осталось в СНГ, сказать сложно. Может показаться, что одиннадцать (в свое время в СНГ вошли все государства бывшего СССР, кроме стран Балтии, а теперь его покинула Грузия). Однако фактически участников может оказаться меньше. Туркмения, к примеру, в свое время так и не подписала устав СНГ, решив называться "ассоциированным членом" Содружества. Своей подписи, кстати, не поставила и Украина. Республика участвует в работе Содружества, но формально, как заявили год назад в секретариате Виктора Ющенко, членом СНГ себя не считает.
О выходе из СНГ в Грузии поговаривали еще до конфликта в Осетии. Впрочем, недостатки до определенного момента перевешивались преимуществами - такими, например, как безвизовый режим или экономические преференции. С другой стороны, Россия, на которой замыкалась значительная часть преимуществ, постепенно лишала Грузию этих выгод. С каждым годом Тбилиси (если бы он все-таки решился покинуть СНГ раньше) терял бы все меньше и меньше.
Еще в 2000 году Россия ввела в отношении Грузии визовый режим. Позднее - полностью запретила поставки вина и сельскохозяйственной продукции из этой республики. Кое-что, правда, на российские прилавки попадало и тогда: грузинские мандарины, к примеру, какое-то время возили через Южную Осетию, и это придавало им определенную благонадежность. Но канал был перекрыт - с большим скандалом - в начале 2007 года.
"Вершины интеграции" российско-грузинские отношения (если рассматривать довоенный период) достигли осенью 2006 года. Тогда Россия, в ответ на задержание нескольких российских военнослужащих в Тбилиси (офицеров обвинили в шпионаже, впрочем, их скоро отпустили), остановила регулярное транспортное сообщение с Грузией и прекратила почтовый обмен. Была прекращена и выдача российских виз гражданам Грузии. Позднее выдача некоторых категорий виз возобновилась (правда, наиболее востребованные - туристические и рабочие - грузинским гражданам не выдают до сих пор).
Спустя некоторое время возобновились и авиаперелеты между Россией и Грузией. В отсутствие прямого авиасообщения людям приходилось переплачивать за билеты, летая транзитом - например, через Киев или Ереван. Но комфортом пассажиры наслаждались недолго: вскоре после начала войны с Грузией прямые рейсы были вновь прекращены по инициативе России. Заодно была закрыта и российско-грузинская граница.
Но главной причиной, по которой решение о выходе из СНГ было все-таки принято, стала война. По словам вице-спикера парламента Грузии Михаила Мачавариани, невозможно было более оставаться в одной организации со страной, которая "развязала боевые действия против другой страны - члена Содружества".
Выход из СНГ стал для Тбилиси одной из немногих возможностей как-то ответить Москве (по меньшей мере, политически), которыми располагали грузинские власти. Другим подобным шагом стал разрыв дипломатических отношений с РФ (после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии).
За политические шаги, между тем, придется платить. Полностью разрывая отношения с Россией (теперь - и в рамках СНГ), Грузия жертвует преимуществами контактов с другими членами Содружества (выгод, которые касаются, к примеру, торговли и миграционного режима). В Тбилиси, впрочем, считают, что серьезных потерь удастся избежать. Помимо прочего, ряд международных договоров, подписанных в рамках СНГ, будет действовать для Грузии и впредь: из 112 документов, по информации Исполкома СНГ, более 70 могут распространяться и на участников, не являющихся членами Содружества.
Как заявил заместитель главы грузинского МИДа Давид Джалагония, республика останется участником таких договоров, как соглашение о зоне свободной торговли, сотрудничестве по правовым вопросам и безвизовом режиме с некоторыми странами СНГ. "В этих договорах мы остаемся, хотя некоторые на практике не работают. Например, не соблюдается договоренность о свободной торговле с РФ, поскольку Москва ввела экономические санкции в отношении Грузии", - добавил он.
Комментируя ситуацию, госминистр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили высказал мнение, что ущерб от "развода" окажется минимальным. "Выходя из многосторонних соглашений в рамках СНГ, мы за прошлый год успели заключить двухсторонние соглашения со странами - членами СНГ", - пояснил он. Впрочем, радоваться "минимальным потерям" пока рано. Как отмечает грузинский политолог Гия Хухашвили, у Грузии еще не со всеми государствами СНГ заключены прямые соглашения, позволяющие, в частности, избегать двойного налогообложения. "Когда будут ликвидированы такого типа неудобства, зависит от оперативности МИДа Грузии", - подчеркивает он.
В МИДе Азербайджана (куда, как и в другие страны СНГ, поступил запрос Грузии о переоформлении договоров), к примеру, сообщили, что предложение грузинской стороны пока только рассматривается. "В соответствии с процессуальными нормами мы разослали его в соответствующие структуры правительства. По мере поступления ответов грузинская сторона будет проинформирована", - отметил глава пресс-службы ведомства Эльхан Полухов. Он предположил, что ответ поступит "в ближайшем будущем".
Комментируя уход Грузии из СНГ, наблюдатели отмечают, что хуже Содружеству от этого не будет. "Ничего страшного для СНГ не произойдет", - утверждает зампред комитета по международным делам Госдумы РФ Леонид Слуцкий. А следуя логике азербайджанского политолога Хикмета Гаджизаде, демарш Грузии, возможно, даже укрепит Содружество (воздействовав на тех, кто хотел бы последовать примеру Тбилиси). Гаджизаде заявил, что Россия сегодня находится "в истерическом состоянии", так что Азербайджану лучше "сидеть и помалкивать". "В противном случае мало нам не покажется. Горький опыт Грузии стал наглядным примером для всех стран СНГ", - добавил он.