В обращении к Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев заявил, что считает форму госкорпорации "в современных условиях в целом бесперспективной". Само по себе заявление президента сенсацией считать нельзя, поскольку против существования госкорпораций в России он высказывался и ранее. Но и недооценивать это заявление президента не стоит: теперь Кремль сделает премьеру Владимиру Путину предложение, от которого тому будет трудно отказаться.
Корпорации монстров
Сейчас в России существует семь государственных корпораций. Это Внешэкономбанк (ВЭБ), "Ростехнологии", Агентство по страхованию вкладов, "Росатом", "Олимпстрой", Фонд содействия реформированию ЖКХ, "Роснано". Каждая из них была создана отдельным законом, каждая создавалась со своими специфическими целями. Руководство каждой назначал президент России. Не Дмитрий Медведев, заметьте: все госкорпорации в России были созданы в период президентства Владимира Путина. Медведев подписал лишь указ о создании госкомпании "Автодор", которую СМИ также причисляют к госкопорациям.
Полемика вокруг создания и функционирования госкорпораций в России ведется уже не первый год. Но в начале 2009 года в нее включился аппарат президента, а затем и сам Дмитрий Медведев. Свою позицию по данному вопросу президент обозначил предельно ясно еще в октябре, заявив, что создание госкорпораций в России вышло из-под контроля чиновников (читай - правительства Путина). Медведев также констатировал, что некоторые госкорпорации должны "исчезнуть", а другие предложил встроить в конкурентоспособную среду.
В своем послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября президент более подробно высказался по этому вопросу. По его мнению, "корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством". Но только на этом Дмитрий Медведев не остановился, а пошел дальше.
"В дальнейшем они либо сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам", - сказал президент (тут надо отвлечься на секунду и представить себе, к примеру, процесс приватизации "Ростехнологий": четыре сотни предприятий, в том числе и принадлежащих к ОПК, многомиллиардные долги).
Медведев также призвал провести независимый аудит госкорпораций, а оплату труда руководства этих компаний "прямо увязать с показателями снижения издержек…. повышением производительности труда, результатами внедрения технологий и инноваций". Об аудите президент отдельно упомянул неспроста. Дело в том, что госкорпорации - крайне непрозрачные структуры. Они могут, к примеру, не согласиться на аудит Счетной палаты, а также часто "задерживают" отчеты Минфину. Это уже спровоцировало несколько скандалов, к примеру, зарплатный в госкокорпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Короче говоря, госкорпорации, которые создавались как раз для модернизации экономики России, теперь сами нуждаются в том, чтобы их модернизировали. Однако сделать это Медведеву и компании будет сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Под каток Кремля
В марте президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства рекомендовал Медведеву упразднить госкорпорации как особую форму юридических лиц, лишить их привилегий и особого статуса, а также трансформировать их в иные формы юридических лиц. Медведев - кстати, сам юрист по образованию - прислушался.
В августе 2009 года Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику Контрольного управления главы государства Константину Чуйченко проверить деятельность госкорпораций и оценить целесообразность их дальнейшего существования. Пока те готовили свои отчеты, президент также не скучал, активно критикуя многочисленные юридические коллизии в законах о госкорпорациях.
Чайка и Чуйченко, которые 10 октября представили Медведеву свои отчеты, также не подкачали. Генпрокурор, в частности, заявил, что в госкорпорациях были выявлены "факты нецелевого и неэффективного расходования" госресурсов. Особенно досталось от Чайки "Роснано", а по результатам проверки госкорпораций, в частности "Ростехнологий", прокуратура возбудила 22 уголовных дела. Чуйченко, посетив президента с докладом, предложил Медведеву заставить правительство до марта 2010 года подготовить документы по преобразованию госкорпораций.
Госкорпорации в России назывались основным инструментом государственных инвестиций в приоритетных отраслях. Из-за особенностей российской бюрократической системы эта правовая форма была удобна тем, что позволяла более оперативно распределять денежные потоки, выделяемые на конкретные проекты. Критики же расценивали громоздкие непрозрачные образования как очередной шаг от рынка к госкапитализму. Юристы президента утверждают, что госкорпорации создаются преимущественно или даже исключительно для осуществления предпринимательской деятельности, хотя являются некоммерческими организациями. Более того, такой организационно-правовой формы, как госкорпорация, вообще не существует, поскольку каждая госкорпорация имеет свои специфические черты, которые делают ее похожей на что угодно, но только не на госкорпорацию.
Администрация Медведева уже определилась с тем, какие именно госкорпорации надо акционировать, а какие должны сделать свое дело и уйти. Глава администрации президента Сергей Нарышкин, после выступления шефа, заявил, что госкорпорация "Олимпстрой" будет существовать до тех пор, пока не завершится подготовка к Олимпиаде 2014 года в Сочи. "Росатом" и Агентство по страхованию вкладов, которые более походят на органы исполнительной власти, акционировать в ближайшее время не планируется.
ВЭБ, "Ростехнологии" и "Роснано", напротив, могут быть акционированы уже в 2010 году. При этом государство не намерено расставаться с контролем над этими активами, утверждает помощник Медведева по экономическим вопросам Аркадий Дворкович. Во всяком случае, пока - учитывая, что частный сектор в настоящее время сидит в долгах.
"Хоть горшком назови"
Именно эти три госкорпорации (ВЭБ, "Ростехнологии" и "Роснано") юристы президента, подготовившие в мае "Концепцию развития законодательства о юридических лицах", посчитали коммерческими организациями и предложили преобразовать в ООО либо АО со 100-процентным государственным участием. Они отмечали, что ВЭБ сейчас действует без лицензии Центробанка и без контроля с его стороны и дает ему "необоснованные конкурентные преимущества перед прочими коммерческими банками". "Роснано" и "Ростехнологии" юристы вообще сочли инвестиционными банками, которые могут ставить под свой полный контроль независимые акционерные общества.
Короче говоря, в Кремле определились. Теперь бы еще понять, как именно правительство будет акционировать и ликвидировать госкорпорации.
В августе генеральный директор госкорпорации "Роснано" Анатолий Чубайс заявил, что ликвидация госкорпораций в России всерьез не обсуждается. "Мне неизвестны никакие серьезные предложения о прекращении существования каких бы то ни было госкорпораций", - отметил Чубайс. При этом он добавил, что организационно-правовая форма госкорпораций "обсуждается всерьез". Чубайс также утверждал, что если в правительстве будет принято решение об изменении организационно-правовой формы "Роснано", то госкорпорация продолжит свою работу и в измененном режиме. "Хоть горшком назови, только в печку не ставь", - вспомнил он известную пословицу.
Ликвидировать госкорпорацию государство может, лишь прекратив свое учредительство в ней. При этом в отношении госкорпораций, за исключением Агентства по страхованию вкладов, прямо оговорено, что к ним не применяются правила, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве). Что будет в случае ликвидации с сотнями предприятий, которые были переданы, к примеру, Ростехнологиям, непонятно. Недаром юристы Медведева вспомнили об акционировании.
Однако акционировать госкорпорации - дело, видимо, еще более хлопотное, чем их ликвидация. Газета "Ведомости", к примеру, сообщила, что, по предварительным расчетам Внешэкономбанка, для акционирования этой госкорпорации правительству понадобится триллион рублей. Это чуть менее шестой части доходов федерального бюджета в 2009 году. Гигантская сумма понадобится, чтобы сохранить рейтинги международных агентств и соответствовать требованиям по капиталу, предъявляемым в России к обычным банкам, каковым, по задумкам юристов Кремля, должен стать и ВЭБ.
Говорить о том, как именно будет происходить процесс акционирования, пока сложно, сперва стоит дождаться предложений правительства. Но, в любом случае, попытку Кремля избавиться от госкорпораций будет сложно счесть полноценной. Чубайс прав: изменится форма, а не содержание. Эффективности акционирование госкорпорациям вряд ли добавит, однако, похоже, что правительство обречено на сизифов труд по акционированию госкорпораций ради модернизации госсектора.
Однако желание президента поставить если не крест, то хотя бы крестик на госкорпорациях заслуживает пристального внимания. Это по сути пока единственная попытка Медведева дистанцироваться от своего предшественника не на словах, а на деле.