Бомба замедленного действия В СМИ появились первые версии подрыва "Невского экспресса"

СюжетВзрыв в Воронеже

Расследование теракта на Октябрьской железной дороге, произошедшего вечером 27 ноября, ведется уже более двух суток. У следствия наверняка появились первые версии, которые, впрочем, пока никто из официальных лиц озвучивать не спешит. Тем временем журналисты начали сами сопоставлять весьма противоречивые факты о теракте и выдвигать собственные предположения.

Как только стало понятно, что авария поезда номер 166 "Невский экспресс" является терактом - первым крупным терактом вне Северного Кавказа для президента Дмитрия Медведева - СМИ запестрели предположениями о том, кто может стоять за этим преступлением.

Одной из первых всплыла версия о причастности к взрыву националистов из неведомого ранее ответвления от организации Combat 18 - Combat 18-Невоград. Информация о том, что борцы за независимость так называемой Ингерманландии взяли на себя ответственность за теракт, появилась на одном из националистических сайтов, специализирующемся на новостях определенного толка.

Кроме того, эта же организация заявляла о своей ответственности за закладку взрывного устройства в питерском метро, найденного несколькими днями ранее, а также предупреждала о предстоящих терактах. Впрочем, правдивость этих заявлений сразу была поставлена под сомнение.

Если Combat 18 - это довольно известное боевое крыло британских неонацистов из организации "Честь и кровь", представленной и в России, то про Combat 18-Невоград не слышали даже сведущие в этом вопросе люди. В частности, на сайте Движения против нелегальной иммиграции очень оперативно было опубликовано заявление, в котором говорилось, что "никакая националистическая группировка, в том числе виртуальная, не брала на себя ответственность за данный теракт на настоящий момент, никакие бывшие члены ДПНИ не распространяли никаких подобных заявлений".

Кроме того, вскоре из оригинального сообщения C18-Невоград исчез абзац про "Невский экспресс", а дата опубликования таинственным образом соскочила на 24 ноября. Все это указывало на то, что заявления этой организации вряд ли могут считаться чем-то серьезным.

Лидер ДПНИ Александр Белов в беседе с "Новым Регионом" выдвинул свою версию, которая также витала в воздухе в первые после аварии часы. По его словам, есть "очень серьезные факторы, которые говорят, что за взрывом стоят радикальные исламистские группировки" - это и предыдущий подрыв "Невского экспресса", в котором обвиняют чеченских боевиков, и заявления сепаратистов, и даже то, что в день теракта начался один из главных мусульманских праздников - Курбан-Байрам. "А этот праздник в числе прочего требует еще и жертвоприношений", - отметил Белов.

Учитывая нашумевшее недавно убийство священника Даниила Сысоева, которое, по одной из версий, могли совершить мусульманские экстремисты, "исламистский след" наверняка не исключается и следствием. Кроме того, как показывает практика, кавказская версия является самой популярной у отечественных правоохранительных органов и вполне устраивает самих боевиков, регулярно заявляющих о своей причастности к самым невероятным происшествиям. К слову, ответственность за взрыв "Невского экспресса" в 2007 году также взяли на себя боевики отряда Доку Умарова.

Помимо основных версий, в СМИ звучали предположения о техногенных причинах аварии. К примеру, "Московский комсомолец" обращал внимание на то, что незадолго до аварии "Невского экспресса" место крушения проехал новомодный "Сапсан" - этот поезд якобы "оставляет после себя такие 'отпечатки', которые постепенно разрушают полотно". Таким образом, в число причин катастрофы вошел скол рельса, что, впрочем, слабо вяжется с фотографиями напрочь разорванного полотна.

Призрак теракта двухлетней давности возник в СМИ одновременно с первыми сообщениями о потерпевшем под Бологое аварию поезде. Еще больше укрепил журналистов во мнении о наличии определенной связи между двумя этими терактами министр внутренних дел России Рашид Нургалиев, когда заявил, что в подрыве подозревается 40-летний коренастый мужчина с рыжими волосами.

Это описание практически во всем (кроме возраста) совпадает с описанием Павла Косолапова, названного следствием организатором взрыва первого "Невского экспресса". Он был объявлен в розыск еще тогда, но так до сих пор и не найден. 30 ноября анонимный источник, близкий к расследованию, подтвердил "Интерфаксу", что проверка возможной причастности к преступлению Косолапова является одним из направлений расследования.

По данным "Времени новостей", Косолапов родился в 1980 году в Волгоградской области. Не доучившись в Краснодарском высшем военном командном инженерном училище и Ростовском военном институте ракетных войск имени главного маршала артиллерии Неделина, Косолапов отчислился и отправился на срочную службу в ракетные войска Ростовской области. После окончания службы он уехал в Чечню, где принял ислам и перешел на сторону сепаратистов.

"Комсомольская правда" пишет, что активное противостояние Косолапова федеральным силам пришлось аккурат на вторую чеченскую войну, после чего он перепрофилировался в террористы. Чаще всего Косолапову приписывают взрывы в Самаре в 2004 году, в Воронеже в 2005-м, а также теракты в Москве и Краснодаре. СМИ также называют Косолапова "русским Басаевым", "занозой в пальце для контрразведчиков" и "одним из самых опасных террористов, действующих на территории России".

Впрочем, чтобы понять, кто на самом деле стоит за терактом на Октябрьской железной дороге, для начала надо разобраться с характером самого взрыва. Главное, что до конца так и не понятно - как бомба была приведена в действие.

Как пишет "Коммерсант", взрывное устройство было безоболочным, мощностью в 5-7 килограммов в тротиловом эквиваленте. Бомба представляла собой упакованную в полиэтиленовый пакет смесь из пластита, тротила и аммиачной селитры. СВУ было закопано под рельсом и сработало после того, как локомотив задел тросик, натянутый над рельсами - по принципу гранаты на растяжке.

Ссылаясь на своих экспертов, издание делает вывод, что способ исполнения теракта свидетельствует о том, что его совершили не дилетанты, а люди, имеющие опыт боевых действий. С чем категорически не согласны эксперты "Независимой газеты", заявившие, что класс специалистов, подложивших взрывчатку, был невысок.

По данным на 13:00 МСК, в крушении "Невского экспресса" погибли 26 человек, 90 пострадали и четыре числятся пропавшими без вести.

Для родственников пассажиров поезда открыта "горячая линия":
в Москве: (495) 626-37-07, (495) 637-22-22 в Санкт-Петербурге: (812) 718-25-16 в Тверской области: (4822) 39-99-99 Телефон "горячей линии" РЖД: 8 (800) 200-67-67

На эту мысль экспертов навело то обстоятельство, что наибольший ущерб взрыв нанес последним двум вагонам. Если террористы намеревались получить как можно больше жертв, их целью должен был быть локомотив, который утянул бы за собой весь состав. "Тогда жертв было бы не 25, а 625", - приводит издание слова бывшего руководителя научно-исследовательского испытательного Института железнодорожных войск Виктора Поплавского.

Косвенно версию о неподготовленных террористах подтвердил источник "Интерфакса", заявивший, что они ошиблись в расчетах. Бомба сработала лишь спустя несколько секунд после того, как локомотив наехал на растяжку, и этого времени хватило для того, чтобы состав, несущийся со скоростью под 200 километров в час, почти полностью проехал место взрыва.

Впрочем, дилетантская версия теракта как-то не вяжется со вторым взрывом, произошедшим на месте катастрофы на следующий день после теракта. Вторая бомба сработала в тот момент, когда мимо нее проходили прибывший для расследования преступления глава СКП РФ Александр Бастрыкин и ряд других следователей из Москвы. По данным "Коммерсанта", взрывная волна сорвала с Бастрыкина кепи, а сопровождавших его лиц посекло гравием.

Как отмечает газета, метод двойного подрыва активно используется северокавказскими боевиками, и, скорее всего, вторая бомба предназначалась как раз для Бастрыкина. Что в очередной раз поставило под сомнение профессионализм и компетентность российских правоохранительных органов - саперы начали обследовать место преступления лишь после того, как страна едва не лишилась одного из самых высокопоставленных чиновников.

По данным "Ведомостей", вторая бомба была заложена в опору контактной сети неподалеку от места взрыва первого устройства. При этом она сработала не полностью - как предполагают, от сырости. В то же время неназванный источник "Интерфакса" утверждает, что вторая бомба не сработала как надо из-за генератора радиопомех, включенного спецслужбами в зоне катастрофы.

Если бомбу действительно "заглушили", значит был некий радиосигнал, посланный человеком. Далеко от места взрыва он находиться не мог - вслепую производить взрыв, предназначавшийся для определенных людей, бессмысленно. Если же все это время он находился рядом со спасателями, милиционерами и следователями, то сами собой рождаются захватывающие конспирологические теории и новые претензии к работе органов внутренних дел.

Если обобщить огромное количество сообщений о теракте на железной дороге и сравнить его с аналогичным преступлением двухгодичной давности, получается, что террористы прилежно проделали работу над ошибками (своими или чужими - это уже второстепенно). Во-первых, в этот раз теракт унес больше двух десятков человеческих жизней - в отличие от 2007 года, когда жертв не было. Во-вторых, на авось преступники полагаться перестали - двухкилограммовая бомба, взорвавшаяся два года назад, была заменена на 7-килограммовую.

Кроме того, место катастрофы было как нельзя более "удачным" - поблизости нет ни одной нормальной подъездной дороги, а также более-менее крупных населенных пунктов. Сделав выводы из первого подрыва, преступники в очередной раз переиграли стражей правопорядка, которые оказались беспомощными перед лицом забытого терроризма.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше