Случившаяся 31 января в Лос-Анджелесе церемония вручения премий Академии звукозаписи США, как и ожидалось, осталась в памяти довольно заурядным девичником и очередным американским междусобойчиком. Главными триумфаторами "Грэмми-2010" стали женщины, но многие из них слушателям за пределами Соединенных Штатов попросту неинтересны.
То, что 52-я церемония "Грэмми" пройдет под знаком женщин, стало понятно еще на стадии номинаций. Безусловными фаворитками считались R&B-дива Бейонсе Ноулз и юная кантри-певица Тейлор Свифт, отхватившие десять и восемь номинаций соответственно. В спину им дышали хип-хоп коллектив Black Eyed Peas с вокалисткой Ферджи и поп-сенсация минувшего года Lady Gaga. Все четверо оккупировали главные номинации премии, исключая лишь "Дебют года".
При раздаче заветных золотых граммофонов интриги не прибавилось, однако в 2010-м академики сподобились вписать в историю "Грэмми" ряд новых рекордов. Самым значительным из них, конечно, стали шесть премий Бейонсе, чья карьера насколько умопомрачительна, настолько же и тосклива. Диск Бейонсе "I am... Sasha Fierce" признали лучшим современным R&B-альбомом, песни "Halo" и "At Last" первенствовали в номинациях "Лучшее женское поп-исполнение" и "Лучшее традиционное R&B-исполнение", а композиция "Single Ladies (Put A Ring On It)" взяла сразу три граммофона - "Лучшая песня в стиле R&B", "Лучшее женское R&B-исполнение" и престижнейший "Песня года". Таким образом, супруга рэпера Jay-Z и бывшая участница Destiny's Child стала первой в истории женщиной, удостоенной сразу шести наград за одну церемонию "Грэмми". Ранее женщинам давались только пять граммофонов за раз - столько получали Алиша Кис, Нора Джонс, Лорин Хилл, Эми Уайнхаус, Элисон Краусс... и Бейонсе, в 2004-м за дебютную пластинку "Dangerously in Love". Бейонсе могла взять и семь премий, но медвежью услугу ей оказал муж, обошедший певицу в номинации "Лучшая совместная рэп-запись". Jay-Z довольствовался в общей сложности тремя наградами; примерно в такой же пропорции супруги, кстати, и зарабатывают.
Другое достижение "Грэмми-2010" записала на свой счет Тейлор Свифт. Ориентированная на внутренний рынок исполнительница отработала наполовину, взяв четыре из восьми возможных "Грэмми". Ее трек "White Horse" получил награды за "Лучшее женское кантри-исполнение" и как "Лучшая песня в стиле кантри", а сольный диск "Fearless", помимо титула "Лучший кантри-альбом", удостоился звания "Альбом года". В итоге Свифт, которой в декабре стукнуло 20 лет, стала первой в истории кантри-исполнительницей и самым молодым артистом, когда-либо побеждавшим в этой одной из четырех главных номинаций (Предыдущий рекорд установила в 1996 году со своим альбомом "Jagged Little Pill" 21-летняя Аланис Мориссетт). Однако ж триумф кантри-певицы в общем и целом вышел довольно предсказуемым ("Fearless" - главный бестселлер года в США, разошедшийся тиражом в 5,4 миллиона экземпляров) и вряд ли будет иметь какой-либо эффект за пределами Северной Америки; это такая же сугубо американская история, как и стопроцентный успех кантри-трио Dixie Chicks на "Грэмми-2007".
Аналогичная ситуация приключилась в номинации "Дебют года", где несомненных мировых фаворитов MGMT и не менее достойных Silversun Pickups и The Ting Tings обошел кантри-ансамбль из Атланты Zac Brown Band. Другими проявлениями местечковости стали победы в поп-номинациях Джейсона Мраза и Майкла Бубле, а в R&B-категориях - певца Максвелла (Maxwell) и Джейми Фокса.
В последней из главных номинаций - "Запись года" - академики смогли подлить масла в огонь, вознеся самых неочевидных номинантов, инди-рокеров из Нэшвилла Kings of Leon с треком "Use Somebody". Эта композиция также выиграла в номинациях "Лучшее групповое рок-исполнение" и "Лучшая песня в стиле рок", где обошла весьма достойных соперников: "The Fixer" Pearl Jam, "I'll Go Crazy If I Don't Go Crazy Tonight" U2, "21 Guns" Green Day и "Working on a Dream" Брюса Спрингстина.
Black Eyed Peas, одни из самых коммерчески успешных музыкантов 2009-го, заполучили три из шести возможных граммофона. Клип на их "Boom Boom Pow" получил награду "Лучшее видео", трек "I Gotta Feeling" стал первым в номинации "Лучшее групповое поп-исполнение", а пластинка "The E.N.D." удостоилась "Грэмми" как лучший поп-альбом.
Хуже всего члены жюри премии обошлись с Леди Гагой, урожденной Стефани Джерманоттой, которая, как бы к ней ни относились, практически в одиночку задавала тон всему прошлому году в поп-культуре. Певица из Нью-Йорка резонно могла рассчитывать на все главные граммофоны, к чему склонялись многие эксперты и критики, но академики решили повременить со вхождением Леди в высшую лигу шоу-бизнеса. Из пяти номинаций Гага довольствовалась лишь двумя победами в категории танцевальной музыки - "Лучшая танцевальная композиция" ("Poker Face") и "Лучший электронный альбом" ("The Fame"). Для артиста, последние 12 месяцев доминировавшего в индустрии и ставившего в чартах один рекорд за другим, это равносильно пощечине. Академиков не убедило и совместное выступление певицы с Элтоном Джоном в начале церемонии, ради которого сэр Элтон переиначил слова в своей "Your Song" на "Как прекрасна жизнь, когда в мире есть Гага".
К нечаянным (или долгожданным, кому как) радостям премии следует отнести первенство AC/DC в номинации "Лучшее хард-роковое выступление" ("War Machine") и Нила Янга в номинации "Лучшее оформление коллекционного издания" ("Archives Vol. I (1963-1972)"). Что поразительно, это первые "Грэмми" в карьере заслуженных ветеранов. Приятными стали победы французской инди-группы Phoenix ("Лучший альтернативный альбом" - "Wolfgang Amadeus Phoenix"), калифорнийских панков Green Day ("Лучший рок-альбом" - "21st Century Breakdown"), Брендана О'Брайена ("Продюсер года" - за альбомы AC/DC, Pearl Jam, Mastodon и Брюса Спрингстина) и Дэвида Бирна с Брайаном Ино ("Лучшее оформление альбома" - "Everything That Happens Will Happen Today"; как говорится, и на том спасибо). И, конечно, радостно за "классические" категории, где российские музыканты, дирижер Владимир Ашкенази и пианист Евгений Кисин, удостоились "Грэмми" в номинации "Лучшее сольное инструментальное исполнение с оркестром" за запись Второго и Третьего концертов для фортепиано Сергея Прокофьева.
Последним внятным жестом академиков стало посмертное присуждение Майклу Джексону специального приза за особые достижения и вклад в развитие индустрии звукозаписи, вылившееся в трибьют с живым исполнением и 3D-трансляцией клипа "Earth Song".
Главное, чего в последнее время постоянно недостает "Грэмми", - по итогам церемонии никогда не составишь адекватную картину происходящего в мировой музыке. Конечно, жалобы на местечковость, когда мы имеем дело с премией американской академии звукозаписи, выглядят неуместными. И все же следить за "Грэмми", считающейся важнейшей музыкальной наградой мира, с каждым годом становится все скучнее и скучнее.