Эйяфьятлайокудль против Европы Исландский вулкан парализовал воздушное сообщение

Весной 2010 года в Исландии после более 200 лет спячки активизировался вулкан под ледником Эйяфьятлайокудль. Первый раз вулкан дал о себе знать 20 марта, но ни к каким серьезным последствиям "пробное" извержение не привело. 14 апреля он начал извергаться вновь и выбросил в воздух огромное количество пепла, из-за которого пришлось практически полностью прекратить авиасообщение над Европой.

Вулкан под ледником Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajokull, правильное произношение этого слова можно послушать здесь) собственного названия не имеет, поэтому в СМИ его принято называть по имени ледника. Просыпается он в среднем раз в двести лет. За последнее тысячелетие он вступал в активную фазу 4 раза, последний - в промежутке между 1821 и 1823 годами. Никакими особенно серьезными разрушениями извержения не оборачивались, несмотря на то, что вулкан расположен в 200 километрах от столицы Исландии Рейкьявика. В 19-м веке извержения ограничивались выбросами пепла, который, впрочем, был достаточно ядовит из-за высокого содержания фтора.

О том, что исландский вулкан проснется нынешней весной, стало известно еще в 2009 году, когда в окрестностях ледника сейсмологи зафиксировали большое количество слабых, магнитудой до 3, землетрясений. В начале марта на леднике Эйяфьятлайокудль зафиксировали уже более трех тысяч землетрясений, которые явно свидетельствовали о грядущем извержении. 20 марта вулкан проснулся окончательно, началось первое извержение.

Мощность извержений была сравнительно невысокой: местные туристические компании даже стали организовывать вертолетные прогулки к Эйяфьятлайокудлю. Тем не менее, из окрестностей ледника эвакуировали около 500 фермеров, а местные и международные перелеты в Исландии были приостановлены. К вечеру следующего дня, когда стало известно, что никакой опасности проснувшийся вулкан пока что не представляет, все экстренные меры были отменены, а эвакуированным гражданам спустя еще несколько дней разрешили вернуться домой.

За вулканом установили наблюдение ученые. Магма продолжала течь из разломов в леднике практически до второго крупного извержения, которое произошло 14 апреля.

Если первые за 200 лет признаки активности вулкана неподалеку от Рейкьявика прошли практически незамеченными, то второе извержение повлияло на жизнь всей Европы. Во-первых, оно оказалось примерно в двадцать раз мощнее первого. Во-вторых, магма начала извергаться не из нескольких разломов в разных частях ледника, а из одного кратера. Раскаленная порода начала растапливать ледник и спровоцировала небольшое наводнение в местных районах, откуда власти спешно эвакуировали около тысячи фермеров.

Ну и главной причиной беспокойства стало огромное количество пепла, выброшенное извержением в атмосферу. Облако пепла поднялось высоту около 6 -10 километров и распространилось на территории Великобритании, Дании и скандинавских стран и стран балтийского региона. Появление пепла не заставило себя ждать и в России - в окрестностях Санкт-Петербурга, Мурманска и ряда других городов. Вечером 15 апреля оно выглядело примерно так.

Вулканический пепел очень долго оседает (облако после извержения вулкана Кракатау осело лишь после того, как дважды обогнуло Землю), и представляет большую опасность для самолетов. В Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского отмечают, что частички пепла при попадании в двигатели образуют так называемые стеклообразные "рубашки" на лопатках ротора и могут привести к их остановке. Также пепел ухудшает видимость, негативно влияет на устойчивость радиосвязи и может вывести из строя бортовую электронику. Из соображений безопасности полеты в местах его скопления запрещены.

Решение об ограничении движения самолетов в Европе было принято сразу после того, как стал очевиден масштаб извержения на леднике Эйяфьятлайокудль. Уже днем 15 апреля в лондонском Хитроу были отменены все рейсы, кроме чрезвычайных. Затем последовали отмены и переносы рейсов и в других аэропортах по всей Европе. Франция закрыла 24 аэропорта, к вечеру четверга закрылись аэропорты в Берлине и Гамбурге, а затем и в других немецких городах. По мере движения облака по Европе следовали все новые отмены рейсов, в том числе и перелеты через Атлантический океан и даже в Австралию и Новую Зеландию.

Ограничено воздушное сообщение в Минске, российский "Аэрофлот" отменил около 20 рейсов в европейские города. Аэропорт "Храброво" в Калининграде полностью закрыт для приема и отправления самолетов, такие же меры предприняты в аэропортах граничащей с Калининградской областью Литвы. В общей сложности в четверг отменили около четырех тысяч рейсов, в пятницу это число может вырасти до 11 тысяч.

Среди пострадавших от задержек рейсов - тысячи застрявших в аэропортах туристов и многие бизнесмены, чьи планы и деловые переговоры оказались сорванными. Исключения не сделали даже для первых лиц государств - премьер-министру России Владимиру Путину пришлось отменить рабочую поездку в Мурманск и остаться в Москве.

Также под угрозой срыва остается визит глав многих государств в Польшу на похороны президента Леха Качиньского, которые намечены на 18 апреля. Воздушное пространство Польши перекрыто практически полностью с раннего утра пятницы, функционирует только аэропорт Кракова (польский президент будет похоронен в краковском замке), однако и в нем большинство рейсов отменены или перенесены на неопределенный срок. Впрочем, о переносе даты похорон погибшего в результате авиакатастрофы под Смоленском Качиньского речи не идет.

Последний раз с такой массовой отменой рейсов Европа и весь мир в целом сталкивались только в 2001 году, когда захваченные террористами самолеты разрушили башни-близнецы в Нью-Йорке. Паники тогда по понятным причинам было куда больше, равно как и опасений за жизни пассажиров.

Когда все придет в норму в данном случае, непонятно. С одной стороны, представители аэропортов стараются не нагнетать панику и обещают к концу пятницы или в крайнем случае к субботе возобновить полеты, с другой - ученые предупреждают, что пепел будет влиять на воздушное сообщение еще несколько недель, а то и месяцев. По предварительным данным, авиакомпаниям извержение обойдется примерно в миллиард долларов.

Павел Борисов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше