Извержение вулкана под ледником с непроизносимым названием Эйяфьятлайокудль нанесло неоценимый урон всей транспортной системе Европы. Активность вулкана постепенно сходит на нет, но и одних выходных, которые западноевропейские страны провели в режиме "закрытого неба", оказалось вполне достаточно, чтобы исландский топоним стал еще одним олицетворением непредсказуемости природы и беспомощности человека перед ее проявлениями.
Несмотря на обещания многих аэропортов начать отправку рейсов уже в субботу, 17 апреля (то есть спустя три дня после извержения вулкана в Исландии), этого, естественно, не произошло. По последним данным, пепел, в огромном количестве выброшенный в атмосферу вулканом под ледником Эйяфьятлайокудль (название переводится с исландского как "остров горных ледников"), привел к отмене более чем 63 тысяч авиарейсов.
В общей сложности отмены рейсов затронули около пяти миллионов человек: как туристов, так и тех, чей род деятельности связан с частыми перелетами. Многим из них пришлось застрять в странах пребывания на неопределенный срок в подвешенном состоянии: когда лететь обратно, непонятно, где ночевать и как решать вопрос с истекающей визой - тоже. С визовыми проблемами столкнулись как не успевшие вылететь на родину туристы, так и пассажиры, которые не смогли попасть в аэропорты стран назначения и не могли даже снять себе номер в гостинице.
В связи с этим многие страны пошли навстречу путешественникам: Россия, Белоруссия, Сербия и Финляндия ослабили визовый режим в отношении туристов, в чьи планы вмешалось огромное облако вулканического пепла. Позднее аналогичное послабление ввела и Великобритания. Британский премьер Гордон Браун даже пообещал задействовать Королевский флот для доставки граждан с территории континентальной Европы.
Воздушное пространство Европы оказалось закрыто не только для обычных туристов, но и для глав государств. Церемонию похорон польского президента Леха Качиньского в Кракове 18 апреля не смогли почтить своим присутствием практически все приглашенные высокопоставленные гости, в том числе Барак Обама, Ангела Меркель и Николя Саркози. В общей сложности визит в Польшу отменили 32 иностранные делегации. Тем не менее, президенту России Дмитрию Медведеву все же удалось прилететь в Краков, а бывший украинский лидер Виктор Ющенко добрался до Польши на автомобиле.
Распространение облака вулканического пепла над территорией Западной Европы привело к серьезным экономическим последствиям. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, каждый день вынужденного простоя авиаперевозчиков обходится им в общей сложности в 200 миллионов долларов. Перебои с доставками грузов испытали на себе крупнейшие грузоперевозчики FedEx и UPS.
Наибольшие опасения в настоящее время вызывает соседний с Эйяфьятлайокудлем вулкан Катла. Ученые предполагают, что недавнее извержение могло спровоцировать пробуждение Катлы, которое может обернуться таянием ледниковых вод и масштабным наводнением.
Столб вулканического пепла поднимался над Эйяфьятлайокудлем на высоту 13 километров непосредственно в день начала извержения. Вулкан за последние 200 лет извергался дважды, и первое проявление его активности, которое состоялось в марте 2010 года, прошло практически незамеченным за пределами Исландии. Тогда лава в основном извергалась из разломов в горной породе, не покрытых льдом. Второе извержение проходило немного по другой схеме: оно началось под толщей ледника, и активное охлаждение лавовых масс привело к выделению колоссального количества пепла.
Уже установлено, что пепел не несет особой опасности для людей. Содержание опасного для здоровья фтора в нем не слишком велико и может навредить только скоту с ферм в окрестностях Эйяфьятлайокудля. Пепел, тем не менее, является существенной помехой для авиаперевозок, так как может привести к остановке двигателей самолетов. Именно этим и обусловлены масштабные отмены рейсов в Европе.
Достоверных сведений о том, как именно будут вести себя авиационные двигатели при попадании в облака пепла от исландского вулкана и исчезла ли угроза полетам за выходные, до сих пор не имеется; решения принимаются на основе предположений. Насчет реальной опасности для самолетов есть различные мнения: авиакомпании, серьезно потрепанные четырехдневным простоем, настаивают, что самое плохое уже позади, тогда как органы, ответственные за безопасность воздушного движения, предпочитают перестраховаться.
Уже в понедельник стало известно, что европейские авиакомпании отменят около 50 процентов всех своих рейсов, что по сравнению с полностью замолчавшим небом в выходные выглядит большим прогрессом. Открыты аэропорты в Испании, Германии и на юге Франции. Литва и Латвия, территория которых еще в пятницу была полностью охвачена облаком вулканического пепла, также объявили об открытии воздушного пространства.
Решения о возобновлении полетов были приняты не на пустом месте. Вскоре после извержения представители авиаперевозчиков стали высказывать сомнение в катастрофических последствиях извержения исландского вулкана. За выходные авиакомпании Lufthansa и Air France успели провести ряд тестовых полетов без пассажиров на борту и не обнаружили никаких отклонений от нормы. В частности, аэробус A320 совершил успешный перелет из Парижа в Тулузу. После испытаний авиаперевозчики потребовали от европейских стран разрешить полеты. К их мнению присоединилась Ассоциация европейских авиакомпаний.
Широко известны два случая попадания пассажирских самолетов в облака вулканического пепла. В 1982 году Boeing 747 авиакомпании British Airways неподалеку от берегов Индонезии попал в шлейф пепла от вулкана, в результате чего заглохли все четыре двигателя самолета. Пилотам удалось спланировать из облака пепла, запустить двигатели и посадить самолет в Джакарте. Никто при посадке не пострадал.
Похожий инцидент произошел в 1989 году с самолетом того же типа авиакомпании KLM на пути из Амстердама на Аляску. Как и в случае с лайнером British Airways, остановились все четыре двигателя, но благодаря усилиям пилотов их вскоре удалось завести, и инцидент обошелся без жертв. Ремонт самолета обошелся в 80 миллионов долларов, он летает до сих пор.
По всей видимости, в ближайшее время крупнейший транспортный коллапс в истории Европы (подобной массовой отмены авиарейсов не видели со времен Второй мировой) начнет постепенно разрешаться, и самолеты будут летать на свой страх и риск. Облако пепла постепенно смещается на восток, в глубь России, но из-за снизившейся концентрации оно не повлияет на авиаперевозки.
Вулкан снижает свою активность, высота пепельного столба уже сократилась с первоначальных 13 километров до 2, а само извержение стихает. Тут, правда, стоит отметить, что 13 апреля вулканологи зафиксировали полное прекращение активности под исландским ледником, а уже на следующий день весь мир выучил слово "Эйяфьятлайокудль".
Павел Борисов