В столичном киноцентре "Октябрь" вечером 16 апреля начался и успешно завершился шестичасовой марафон, в ходе которого были показаны сотни рекламных роликов. Так прошла уже семнадцатая Ночь пожирателей рекламы в Москве. Мировая же "Ночь" отметила свой тридцатилетний юбилей.
Если быть точным, то первая “Ночь пожирателей рекламы” состоялась в 1981 году (в Россию "пожиратели" пришли в 1993-м). То, что показали в Москве - начальная часть юбилейной программы, которая будет идти с апреля 2010 года по март 2011 в сотне городов мира.
Обычно говорят, что в "Ночь пожирателей рекламы" показывают 400 роликов. В этот раз официальная программа состояла из 360 роликов, отобранных создателем "Ночи" Жаном Мари Бурсико из своей синематеки.
По данным французской Википедии, в 2009 году в коллекцию Бурсико входило свыше 900 тысяч роликов. В 2010 году российские представители показа говорили о более чем миллионе рекламных фильмов и уточняли, что ежегодно коллекция пополняется 25-30 тысячами новых роликов.
Стоит отметить, что к концу 2010 года российские организаторы ночи передадут Бурсико советские рекламные ролики 70-80 годов двадцатого века, представленные в архивах Лендокфильма и Госфильмофонда. Их пока нет в синематеке.
После московского показа "пожиратели" отправятся в турне по российским городам, в один из которых приедет сам Бурсико. Российская "ночь" пройдет в нескольких десятках городов и завершится в рождественскую ночь в Санкт-Петербурге.
Насколько можно судить, программа в течение года не меняется и, увидев "Ночь" в Москве, можно предсказать, что покажут жителям других городов - причем не только России, но и мира.
Как обычно, "Ночь" с первого взгляда кажется эклектичной, а ролики - выбранными случайным образом. На деле случайных роликов почти нет - все или почти все они входят в те или иные подборки.
В этот раз, например, была целая секция, посвященная рекламе презервативов. Также организаторы представили три замечательных ролика Nespresso с участием Джорджа Клуни и Джона Малковича.
Под конец зрителям продемонстрировали мини-коллекцию под названием "Золотой век эстонской рекламы". В нее вошли ролики семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века. Судя по реакции в зале, их до сих пор не видел ни один зритель.
Видеоряд всех социально-экологических роликов казался изумительным - ровно до того момента, как на экране появлялась надпись с призывом спасти леса, животных или еще кого-нибудь. Смысл рекламы мерк в сравнении со спецэффектами.
Но, конечно, лучшим роликом по громкости смеха в зале стала швейцарская реклама компании Flash courier services, обыгравшая свое название и выражение "flash ass" ("заголить ягодицы"). Творчески переведенная Гоблином еще пару лет назад, эта реклама вызвала фурор и в 2010 году. Ею мы и закончим этот краткий обзор.