21 апреля в Сан-Франциско прошла очередная конференция для разработчиков Facebook f8. Перед началом конференции ожидалось, что на ней Facebook объявит о запуске механизма определения местоположения пользователей. Эта технология за последнее время приобрела большую актуальность у интернет-пользователей, а особенно - среди участников соцсетей.
Однако крупнейшая в мире социальная сеть, которая насчитывает более 400 миллионов пользователей, во много раз превзошла ожидания аналитиков и обычных пользователей. Руководство Facebook захотело ни много ни мало создать новый интернет.
В своем выступлении Марк Цукерберг, основатель соцсети, представил новую платформу под названием "Open Graph" (Открытый граф). Эта платформа, по замыслу Facebook, должна превратить Сеть в источник информации, сконцентрированной вокруг пользователя.
Графом в математике называется совокупность объектов и связей между ними. Например, схему метро можно представить в виде графа - сетки, где станции являются так называемыми вершинами графа, а перегоны между ними - ребрами. Зная граф метрополитена мы, например, можем найти кратчайший путь между двумя станциями, что и делают соответствующие программы.
Facebook - точно такое же метро, только станций в нем сотни миллионов. Открытый граф Цукерберга, во-первых, дает доступ к графу сторонним сайтам, а, во-вторых, модернизирует стандартный социальный граф (или, проще, граф социальных сетей) с помощью понятия пристрастий.
В 2006 году социальный граф Facebook был достаточно простым: Петя дружит с Машей, Маша дружит с Васей, значит, Вася потенциально может быть другом Пети. Пользователи Facebook наверняка помнят - когда сеть предлагает им подружиться, она указывает число взаимных друзей.
Чем сложнее граф, тем больше вопросов можно "задать" его анализатору. В 2009 году в социальный граф включили понятие "поклонника" той или иной страницы на Facebook или члена группы. Например, Петя дружит с Машей, Вася никого из них не знает, но, так же как и они, является фанатом музыкального коллектива "Нож для фрау Мюллер". Можно предположить, что все трое смогут подружиться на почве общих интересов.
Но все это происходит внутри Facebook. Программный интерфейс Open Graph добавляет новый слой к социальной сети, вводя понятие социальных объектов, объединяющих пользователей. Это может быть, например, книга, фильм, сорт пива и что угодно еще, к чему можно однозначно выразить свое отношение. Скажем, понравившийся сайт.
Допустим, Петя нашел хороший сайт и нажал на нем кнопку "Like". Это нажатие будет учтено в социальном графе и система в теории сможет порекомендовать ресурс друзьям Пети. К счастью для всех, на порносайтах пока не устанавливают фейсбуковские кнопки. Когда же начнут, пользователям лучше ограничить распространение информации о своих пристрастиях через настройки приватности.
Для того чтобы обеспечить пользователям доступ к наиболее интересной для них информации, Facebook планирует заключить партнерские соглашения с популярными интернет-сайтами. У них появится возможность размещать на своих страницах универсальную кнопку "Like", которая будет автоматически отправлять информацию об интересующем пользователя контенте на страницу пользователя в соцсети.
А у участников соцсети, в свою очередь, появится возможность узнавать, что отметили нажатием клавиши "Like" их друзья. Цукерберг сообщил, что к концу дня 21 апреля этой кнопкой должны были обзавестись более миллиарда веб-страниц на сайтах партнеров Facebook.
Кнопку "Like" следует отличать от простого инструмента для размещения ссылки на понравившийся контент на своей странице в соцсети. Подобная опция Facebook носит название "Share" и существует довольно давно. Кстати, недавно такую же кнопку наконец создала и российская сеть "ВКонтакте". "Like" скорее создает новый коллективный социальный объект, чем просто кусок текста, которым можно поделиться с друзьями. При этом вся функциональность "Share" в "Like" сохраняется.
Первыми партнерами Facebook стали 30 проектов, в том числе интернет-радиостанция Pandora и онлайн-гид Yelp. Эти сервисы тоже занимаются соединением контента, ориентируясь на предпочтения пользователей. И Facebook решил, что пришло время для того, чтобы объединить их функционал с собственными возможностями.
Фактически теперь пользователи Facebook при посещении Pandora или Yelp смогут автоматически получать информацию о том, что нравится им, а также их друзьям. Так, теперь при первом посещении Pandora зарегистрированные пользователи Facebook автоматически настроятся на волну радиостанции, где играют их любимые исполнители. В общем случае это может быть музыка, рестораны, новости, и для этого не потребуется авторизовываться на сайте.
Также Facebook заручился поддержкой CNN, и теперь пользователи соцсети смогут увидеть, кто из их друзей прочел и отметил новости на сайте. В будущем Facebook рассчитывает привлечь новых партнеров в Open Graph и сделать работу в Сети удобнее и интуитивнее для каждого пользователя.
Open Graph стал возможен только после принятого решения о допуске разработчиков сайта к личной информации пользователей. Сравнительно недавно Facebook поменял систему приватности, сделав определенный минимум данных пользователя (например, имя) доступным всем желающим.
Теперь понятно, зачем - надо же чем-то делиться с внешним миром. Сейчас соцсеть агитирует на участие в программе как существующие сайты, так и стартапы, обещая невиданные ранее возможности по управлению данными пользователей.
Кнопка "Like" - лишь один из так называемых "Социальных модулей" (Social plugins). Другие позволяют выводить рекомендации для зашедших на сайт пользователей, отображать действия друзей и комментировать веб-страницу.
Наконец, была анонсирована обновленная версия аналитического сервиса Insights. Новая версия предоставит разработчикам сайтов информацию о пользователях, которые размещают на своих страницах в соцсети ссылки на эти сайты. При этом система будет предоставлять больше возможностей для детального изучения аудитории сайтов по сравнению с предыдущей версией Insights или с инструментом Google Analytics.
За счет нововведений Facebook надеется увеличить количество партнеров программы и, в конечном счете, провести "социализацию" интернета по своему сценарию. Однако непонятно, что на это скажут пользователи, чья информация может оказаться в третьих руках.
Выступая на пресс-конференции по итогам f8, Цукерберг подчеркнул, что личные данные пользователей будут доступны только разработчикам. Он всячески пытался убедить аудиторию, что пользователям не стоит волноваться по этому поводу.
Тем не менее, теперь разработчики приложений смогут дольше хранить личные данные пользователей (раньше они должны были удалять эту информацию по прошествии 24 часов). Это естественно - теперь для Facebook нет ничего хуже, чем надоедать вершинам социального графа просьбами залогиниться или подтвердить намерение поделиться данными.
Эта новость неизбежно вызовет возмущение пользователей, которые наверняка не преминут обвинить Facebook в слишком вольном обращением с конфиденциальной информацией. Однако соцсеть предусмотрела для пользователей возможность управлять настройками конфиденциальности в одном окне - а это может остудить пыл самых огульных критиков.
Остается гадать, сколько участников соцсети доберутся до этого раздела настроек. Обычно доля таких активных и упорных пользователей не превышает нескольких процентов.
Вот что надо сделать всем социопатам, случайно оказавшимся в социальной сети. В самом низу страницы нажмите на ссылку Privacy, выберите Applications and Websites, а затем - What your friends can share about you и снимите все галочки, какие сможете. Затем вернитесь на страницу Privacy и нажмите на Instant Personalization. Снимите галочку, разрешающую Facebook делиться вашими данными с избранными партнерами.
Теперь вас никто не потревожит. Или почти никто.