7 мая Мосгорсуд приговорил к пяти годам лишения свободы Андрея Лунева, обвиняемого в захвате сухогруза "Арктик Си". Лунев первым из восьми фигурантов дела признал свою вину в пиратстве и выразил раскаяние в содеянном. Помимо него, виновным себя признал еще только один обвиняемый.
Согласно 227-й статье Уголовного кодекса, пиратство наказывается лишением свободы сроком от пяти до 15 лет. Таким образом, Лунев понес минимальное наказание. По всей видимости, в ближайшее время к минимальному сроку будет приговорен Дмитрий Савин, также признавший свою вину. Остальные фигуранты дела, не выразившие раскаяния, будут наказаны строже.
Хотя первый приговор по делу о захвате судна уже вынесен, мотивы преступников остаются неизвестными. Почему восемь человек, граждане Эстонии, Латвии, России и лица без гражданства, решили захватить сухогруз, который, по официальным данным, перевозил груз леса из Финляндии в Алжир? В СМИ появлялись предположения о том, что на самом деле "Арктик Си" перевозил более ценный груз - например, оружие. Но эти версии не получили официального подтверждения.
Напомним, летом 2009 года "Арктик Си" шел по Балтийскому морю под флагом Мальты. В конце июля в СМИ появились сообщения о том, что на сухогруз якобы высадились с лодки несколько человек. Сообщалось, что эти люди обыскали судно и скрылись. Однако 4 августа "Арктик Си" не пришел в алжирский порт, где его ожидали. Поскольку экипаж судна состоял из граждан России, его исчезновением заинтересовались в Москве.
17 августа российские военные моряки обнаружили "Арктик Си" в 300 милях от островов Зеленого мыса. Помимо 15 членов экипажа, на борту судна находились восемь человек, которых немедленно задержали и обвинили в пиратстве. При этом сами задержанные заявили, что являются активистами экологических организаций. Они сказали, что поднялись на борт "Арктик Си", потому что в их лодке закончился бензин.
В феврале 2010 года задержанный на борту "Арктик Си" Дмитрий Савин обратился с жалобой на незаконное, по его мнению, задержание в Европейский суд по правам человека.
Российские следователи обыскали "Арктик Си", надеясь найти тот ценный груз, из-за которого пираты решили захватить судно. Однако ничего, кроме древесины, на сухогрузе не нашли. По крайней мере, так было объявлено официально. Осенью 2009 года Россия передала сухогруз Мальте, под флагом которой он ходил. После этого право на пользование судном получила финская компания, которая изначально им владела.
Искать в этой схеме свидетельства "загадочности" сухогруза не стоит. В наши дни большинство судов ходят под флагами одной страны, набирают экипаж в другой стране, и при этом принадлежат фирме, зарегистрированной в третьем государстве. Выбор судовладельца обуславливается исключительно выгодой. Видимо, какой-то коммерческий интерес присутствовал и в случае с захватом "Арктик Си". Возможно поэтому публике не спешат раскрывать всю подоплеку этого дела.