12 мая в крупнейшей системе цифрового распространения игр Steam открылся раздел с играми для компьютеров Apple. Тем самым компания Valve объявила, что рассматривает "маки" как игровую платформу. До сих пор издатели, дистрибьторы, да и разработчики обходили моноблоки iMac и ноутбуки Apple стороной.
Steam для Apple выглядит точно так же, как и для PC - он использует тот же недавно запущенный улучшенный интерфейс. Пока программа явно не до конца оптимизирована - зачастую Steam потребляет довольно много системных ресурсов. Кроме того, программа до сих пор падает, что особенно огорчительно, если учесть, что запуск маковского Steam перенесли с апреля на май. Впрочем, это не отменяет главного. Для запуска маковской версии в Valve проделали титаническую работу.
Компания сделала свой движок Source, на котором основано большинство ее игр, совместимым с платформой Mac. Valve продает лицензии на использование Source. Раньше механизм поддерживал PC, Xbox 360 и PlayStation 3. Теперь все игры на Source без доработки можно перенести на компьютеры Apple - небольшой, но платежеспособный кусочек рынка.
Впрочем, игры на Source, не изготовленные самой Valve, можно пересчитать по пальцам двух рук. Среди известных можно назвать Vampire: The Masquerade – Bloodlines, Dark Messiah of Might and Magic, The Ship: Murder Party, Zeno Clash. На Source создается и Postal III, выход которого намечен на октябрь 2010 года.
К последнему приложит руку "Акелла", известная тем, что пять лет назад разработала официальный русский аддон к Postal 2: "Штопор жж0т". Другими словами, маководы наконец-то нюхнут продукта русского геймдева - бессмысленного и беспощадного.
Когда Steam запускался на PC, Half-Life 2 с другими хитами Valve сыграл роль локомотива, к которому быстро прицепились сначала независимые разработчики, а затем и крупные компании. Тогда затраты на создание нового канала распространения своего продукта были несоизмеримо ниже - достаточно косметической доработки и договора со Steam. Именно эта простота позволила Steam расширить к 2010 году каталог игр до 1100 названий, а число зарегистрированных пользователей - до 25 миллионов.
Сейчас объем дополнительных работ равен нулю только в том случае, если используется Source. У самой Valve нет свежих хитов на все времена, если не считать игру Left for Dead 2 (к марту было продано что-то около трех миллионов экземпляров).
Поэтому одновременно с запуском Apple-раздела прошла акция по бесплатной раздаче головоломки с видом от первого лица - Portal, хита почти трехлетней давности. Это не только демонстрация возможностей Steam на Macintosh, но и неформальный анонс Portal 2, который, по идее, выйдет в 2010 году.
Есть и еще один нюанс в решении о раздаче именно Portal. Массовые модели компьютеров Apple традиционно не могут похвастаться геймерской конфигурацией. В дополнение к более чем средним видеокартам у них обычно огромное разрешение экрана. Стремительно устаревающий Portal требует мало ресурсов и позволит изучить возможности компьютеров Macintosh.
Вообще, очень многое в новом разделе указывает на осторожный подход к системным требованиям. Взять, например, тот факт, что из более чем 50 игр для компьютеров Apple, доступных на старте, подавляющее большинство - приключения, головоломки, походовые стратегии и казуальные игры. Кроме того, геймеры смогут играть в купленную игру на своем PC.
Вдобавок ко всему прочему Valve рискует, заходя на рынок, создатель которого из года в год наращивает выручку от централизованной продажи приложений для своих устройств. Если Apple когда-либо захочет распространить AppStore на компьютеры, а не только на плееры, телефоны и планшеты, она очень быстро и агрессивно вытеснит Steam со своей поляны.
К счастью, есть хорошие новости как для компании, так и для игроков. Геймеры, волею судеб сидящие за компьютерами Apple, давно изголодались по развлечениям. Новинки до них очень часто доходят с большим опозданием или не доходят вовсе.
Пятидесяти игр, учитывая, что для Mac их вообще существует хорошо если несколько сотен, им хватит надолго. Valve обещает выкладывать новые каждую неделю. Это обещание будет хорошим индикатором - если Valve начнет выкладывать только свои произведения, это будет значить, что как разработчикам, так и издателям платформа Mac до лампочки.
Как это было и раньше.