Каннский фестиваль завершился настоящим триумфом независимости жюри. Судьи во главе с Тимом Бертоном раздали награды, полностью (ну или почти полностью) проигнорировав предпочтения публики, критиков и политические веяния из-за океана.
Главная награда
Начнем с того, что совсем без наград остались ленты, которые еще до показа наделали больше всего шуму - речь идет, разумеется, об "Утомленных солнцем-2" Никиты Михалкова и "Вне закона" Рашида Бушареба. Еще до начала фестиваля французские газеты успели пройтись по обеим картинам. Так, Бушареба обвинили в фальсификации истории (в фильме затрагивается больная для французов тема борьбы Алжира за независимость), а Михалкову приписали попытки реабилитировать режим Сталина. После показа, правда, многие назвали фильм российского режиссера смешным, однако Никита Сергеевич еще до начала фестиваля говорил, что иностранный зритель его новую ленту не поймет. Разумеется, ни одна из этих картин на главный приз не претендовала, но какую-нибудь второстепенную награду за наделанный шум теоретически могла получить.
Гораздо более удивительным стал факт тотального игнорирования со стороны жюри фильма Сергея Лозницы "Счастье мое". Сюжет картины строится вокруг заблудившегося дальнобойщика, которого постепенно поглощает типичная российская глубинка. Для Лозницы, который снял большое количество документальных фильмов, эта художественная лента стала дебютом на большом экране. Критики, посетившие показ фильма, были в массе своей приятно удивлены. При этом некоторые утверждали, что новая лента вполне может претендовать на "Золотую ветвь".
Вместо перечисленных картин жюри во главе с Тимом Бертоном вручило главную награду Каннского фестиваля Апичатпонгу Вирасетакулу (Apichatpong Weerasethakul) за его ленту "Дядюшка Бунми, который мог вспомнить свои прошлые жизни" (Uncle Boonmee Who Can recall His Past Lives). Конечно, нет ничего удивительного в том, что фантастический мир тайского режиссера, где наравне с живыми персонажами действуют призраки и духи, пришелся по вкусу сказочнику Бертону. "Я не видел его фильмов, но некоторые члены жюри видели. Этот фильм открыл мне совершенно новый мир. Я никогда раньше не сталкивался с таким типом фантазии", - цитирует слова председателя жюри РИА Новости.
Что касается самого Вирасетакула, то он, похоже, не слишком удивился собственной победе. Так, получая награду, режиссер заявил: "Мне было важно показать, на что в принципе способно кино - очень молодое искусство. Надеюсь, мой приз вдохновит молодых людей. Кино - один из способов преодолевать культурные барьеры". Режиссер также отметил, что снимать кино становится все сложнее, а фильмы становятся все более плоскими и поверхностными. К слову, если верить Variety, то новая лента тайского режиссера более доступна неподготовленному зрителю, чем его предыдущие работы.
Кстати, жюри фестиваля обошло вниманием и добавленную в конкурс в самый последний момент ленту Кена Лоуча "Ирландский маршрут", и американскую картину "Честная игра". Это решение было вызвано, вероятно, тем фактом, что основной темой обеих картин является война в Ираке. Тем самым жюри демонстративно дистанцировалось от Американской киноакадемии и "Оскара", для которых тема войны в этом году была доминирующей - "Повелитель бури", рассказывающий о работе саперов в Ираке, напомним, стал лучшим фильмом в этом году.
Остальные победители
Теперь что касается остальных наград. Приз за лучшую режиссуру достался Матье Амальрику. Его фильм "Путешествие" обладал, пожалуй, самым запоминающимся кратким описанием из всех - "Французский фильм про путешествие бурлеска". Как оказалось, эта комедия пришлась по вкусу не только зрителям, но и жюри. Примечательно, что Альмарик привез с собой в Канны дам, исполнивших главные роли в его фильме, которых за непосредственность очень полюбили фотографы. Сам Альмарик заявил, что тоже "постоянно заряжается энергией актрис." Кстати, получая приз, он скромно удивился тому, что спустя 13 дней после премьерного показа его ленты члены жюри не забыли о его фильме.
Приз за лучшую мужскую роль в этом году вручили сразу двум актерам - Хавьеру Бардему за роль в "Красате" Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Элио Эрмано за роль в картине Даниэле Лукетти "Наша жизнь". Оба актера совершенно не ожидали наград. Так, Бардем заявил: "Я очень удивлен и очень рад. Когда ты работаешь над ролью, то всегда не уверен в себе. Никогда не бываешь уверен, что твоя работа вообще понравится".
Приз за лучшую женскую роль получила Жюльетт Бинош, которая сыграла владелицу художественной галереи в фильме иранского режиссера Аббаса Киаростами "Заверенная копия".
Приз за лучший сценарий получил кореец Чан Дон Ли за фильм "Поэзия", в котором он выступил еще и режиссером. Гран-при фестиваля получил Ксавье Бовуа за картину о христианском монастыре в Африке "О людях и богах". Про этот фильм также говорили, что он вполне может претендовать на пальмовую ветвь. Наконец, призом жюри фестиваля отмечена картина чадского режиссера Махмата-Салеха Харуна "Кричащий человек". Награду "Золотая камера" за лучший режиссерский дебют получил Майкл Роу за картину "Високосный год" (этот приз присуждает отдельное жюри, которое в этом году возглавлял Гаэль Гарсия Берналь).
В остатке
С одной стороны, жюри в этом году полностью проигнорировало политические фильмы - факт вручения главной награды медитативной тайской сказке говорит сам за себя (хотя, надо признать, некоторые журналисты не удержались и усмотрели в некоторых волшебных духах намеки на происходящие в стране гражданские волнения).
С другой стороны, многие критики сошлись во мнении, что фестивальная программа в этом году была откровенно слабой, поэтому выбор победителя вполне может считаться выбором "лучшего из худших". В свете этого аргумента сказка как лучший фильм Каннского фестиваля может оказаться очень правильным решением.