Поздним вечером 30 июня из Минска в Москву прилетело радостное известие: белорусский парламент ратифицировал Таможенный кодекс Таможенного союза (ТКТС). Это означает, что в Астане 4-5 июля Белоруссия сможет присоединиться к Таможенному союзу России и Казахстана. Для этого президенту Белоруссии Александру Лукашенко достаточно поставить подпись под одобренным депутатами документом. В России и Казахстане единый Таможенный кодекс уже вступил в силу, но полностью легитимным его может сделать лишь белорусский президент.
Тайное голосование
Москва и Астана ратифицировали ТКТС еще весной 2010 года, но Минск этого так и не сделал. Это поставило под вопрос легитимность кодекса, ведь чтобы он вступил в силу с 1 июля 2010 года, не создав юридической коллизии, его должны были одобрить все три стороны. Минск, однако, никак не соглашался ратифицировать договор вслед за коллегами.
В мае Россия и Казахстан объявили, что создадут таможенный союз на двоих и что Минск может присоединиться к нему после того, как будут разрешены все спорные вопросы. В частности, Белоруссия настаивала на том, что с созданием Таможенного союза Россия должна отменить экспортные пошлины на поставки нефти для белорусских НПЗ. Сейчас без пошлин в Белоруссию поставляется лишь 6,3 миллиона тонн из среднегодового объема в 21,5 миллиона тонн российской нефти.
По мнению Белоруссии, сохранение пошлин внутри союза является грубым нарушением принципов, на основе которых он должен формироваться. Россия, хотя и не отрицает возможность отмены этих пошлин в перспективе, однако предпочитает не спешить с этим решением как минимум до 2012 года.
Время шло, а ратифицировать соглашение по ТКТС Минск не спешил. Стороны вели долгие переговоры, но Александр Лукашенко никак не желал "двигать" ратификацию в белорусском парламенте. В Москве были настолько раздосадованы неуступчивостью соседа, что решили надавить на Минск с помощью "Газпрома". Этот шаг России ничего толкового не принес – позиции сторон не изменились.
Тем временем близилось 30 июня, на которое было назначено последнее летнее заседание парламента Белоруссии, но в повестке дня депутатов даже намека на рассмотрение этого документа не было. Тем не менее, как сообщили источники РИА Новости, поздно вечером, уже после окончания основной сессии, белорусским парламентариям пришлось вернуться в зал, чтобы ратифицировать договор о ТКТС. В Минске не комментируют не то что сообщения о ратификации, но даже саму информацию о проведении закрытого заседания. Принятый парламентом закон вступит в силу после того, как его подпишет Лукашенко.
В январе 1995 года главы России, Казахстана и Белоруссии подписали соглашение о создании Таможенного союза. Летом того же года были сняты таможенные посты на границе России и Белоруссии, на российско-казахстанской границе введен упрощенный порядок таможенного контроля. Однако странам так и не удалось преодолеть разногласия по поводу тарифов и изъятий из режима свободной торговли.
В Москве, похоже, если и не знали, то предполагали, что президент Белоруссии загодя подготовит все документы, но подписывать их будет позже. "В каком формате работать с 1 июля - будет определено во время встречи глав государств 5 июля в Астане", - еще в июне заявил первый вице-премьер России Игорь Шувалов, нисколько не стесняясь очевидной хронологической неувязки.
1 июля, когда Таможенный кодекс уже вступил в силу на территории России и Казахстана, Шувалов вновь заявил, что вопрос с Белоруссией будет решен 5 июля. Его коллега, вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, также полагает, что позиция Белоруссии по вступлению в Таможенный союз определится после 5 июля, когда Лукашенко, как предполагается, встретится в Казахстане с Дмитрием Медведевым и Нурсултаном Назарбаевым.
Источники "Ведомостей" утверждают, что в Москве хорошо подготовились к тому, чтобы не остаться у разбитого корыта. Если Лукашенко все же решит не подписывать документ, Таможенный союз будет создан только между Россией и Казахстаном. Новый формат могут закрепить документально (пакет новых документов уже подготовлен) 5 июля в Астане. До этого трехсторонний Таможенный кодекс, однако, будет действовать, хотя и с перебоями.
Лукашенко, скорее всего, не устоит перед натиском коллег. Ведь встреча лидеров России, Белоруссии и Казахстана запланирована аккурат в преддверии празднования 70-летия Назарбаева, главного идеолога Таможенного союза. Объявление о том, что Союз заработал, будет лучшим подарком юбиляру.
Ненужная спешка
Создание Таможенного союза продвигалось так быстро, что стороны просто не успевали прийти к компромиссу, срывая целые этапы объединения. Так, предполагалось с июля 2010 года полностью упразднить таможенный контроль на границе России и Белоруссии, с июля 2011 года - на границе России и Казахстана. Не вышло. Напротив, отказ Лукашенко подписать Таможенный кодекс едва не привел к тому, что на границе России и Белоруссии был введен полноценный режим таможенного контроля.
Российско-белорусская граница "союзного государства" открыта с 1995 года. Тогда ее совместно демонтировали президент Белоруссии Александр Лукашенко и тогдашний российский премьер Виктор Черномырдин. Сейчас со стороны Белоруссии на границе таможенных структур вовсе нет, а с российской стороны действуют пункты приема уведомлений, контролирующие ввоз товаров из третьих стран. В частности, автомобилей.
Минск, напомним, наряду с нефтяными пошлинами отстаивал право для своих граждан ввозить на территорию Союза автомобили из ЕС по сниженным импортным пошлинам. Россия, обеспокоенная защитой своих производителей, настаивала на введении высоких союзных пошлин на продукцию автопрома и на ввозимые гражданами автомобили.
В результате Федеральная таможенная служба России заявила, что в Белоруссию было специально ввезено несколько десятков тысяч автомобилей, владельцы которых ждали 1 июля, чтобы беспошлинно переправить их в Россию. По мнению таможенников, в условии, когда договоренности по автомобилям нет, стоит оставить пункты пропуска на границе с Белоруссией.
Если по нефти сторонам так и не удалось договориться, то автомобильный спор чиновники все же разрешили. По словам Шувалова, импортные автомобили, ввезенные через Белоруссию по льготным пошлинам, на российский рынок попадать не смогут. "Те, кто приобретает такие автомобили, граждане Белоруссии и Казахстана, только собственники этих автомобилей смогут лично пересекать таможенную границу и посещать территорию РФ, но передавать их по доверенности, либо отчуждать (на территории РФ – прим. "Лента.ру"), возможно будет, только уплачивая соответствующую таможенную пошлину", - отметил первый вице-премьер. Таким образом, пока у каждой страны сохранятся свои ставки на ввоз автомобилей.
Будет ли таможенная граница с Белоруссией снята, если Лукашенко подпишет договор, Шувалов не уточнил.
Звоните, разберемся
30 июня, за сутки до начала работы по новым правилам, Российский союз промышленников и предпринимателей организовал конференцию, в ходе которой выяснилось, что в России с 1 июля будут действовать сразу два Таможенных кодекса - ТКТС и Таможенный кодекс РФ, который никто не отменял. Последний, впрочем, будет действовать лишь в части, не противоречащей ТКТС. Вскоре ситуация еще больше запутается, ведь Таможенный кодекс РФ будет заменен законом "О таможенном регулировании в РФ", который сейчас рассматривает Госдума.
"Придется управляться и решать ситуацию в ручном режиме. У нас открывается горячая телефонная линия, можно звонить круглосуточно", - заявил недоумевающим бизнесменам замглавы ФТС Сергей Шохин. Затем на совещании всем собравшимся раздавали телефоны горячих линий министерств, а ФТС сообщила о создании мобильных групп для выезда на места и решения проблемных вопросов.
Если жизнь компаний ожидаемо осложнится, то обычные граждане практически никакой разницы в таможенном оформлении из-за введения ТКТС не заметят. Газета "Коммерсант" отмечает, что если раньше без уплаты сборов можно было ввезти 35 килограммов товаров общей стоимостью в 65 тысяч рублей, то теперь норма беспошлинного ввоза будет повышена до 50 килограммов, однако общая стоимость товаров не должна превысить 1,5 тысячи евро. При этом гражданин сможет в течение недели неоднократно пересекать границу с беспошлинными товарами, тогда как ранее это было ограничено разом в неделю.
Изменятся и правила ввоза алкоголя. Если ранее в Россию можно было беспошлинно ввезти лишь 2 литра спиртного, то сейчас - уже 3 литра. При пересечении границы на автомобиле граждане кроме заправленного бака могут иметь дополнительно до 10 литров топлива.