Недельная поездка патриарха Московского и всея Руси Кирилла по Украине привлекла пристальное внимание местных СМИ. В заявлениях московского гостя по привычке искали политических блох, хотя приехал он совсем за другим - подготовить почву для окончательного удара по Киевскому патриархату и восстановить единство украинской церкви.
Кесарю - богово
На Украине в настоящее время действуют три церкви, называющие себя православными - Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. Кроме того, есть еще Греко-католическая церковь, которая по обряду - православная, а на деле подчиняется папе Римскому.
Скандалы, интриги и склоки между этими организациями по своему накалу могут сравниться только с тем, что творится в украинской же политике. Отношения откровенно враждебные. Люди в рясах переманивают друг у друга верующих и целые приходы, захватывают храмы, делят монастыри и прочее имущество.
Тщательнейшим образом собирается и публикуется компромат друг на друга. С учетом специфики деятельности для дискредитации оппонентов годится весь набор грехов, включая смертные - склонность к чревоугодию, например, бьет по оппоненту не слабее, чем обвинения в коррупции.
Основная борьба идет между крупнейшими "корпорациями" - УПЦ МП (условно "пророссийской") и УПЦ КП (условно "националистической"). После раскола 1992 года война между ними ведется фактически на уничтожение. Первые хотят от соперников покаяния и возвращение в лоно канонической церкви, вторые - признания своей самостоятельности и присоединения к ним.
При этом нельзя не отметить тесную связь украинских церковников с политическими лагерями. УПЦ МП традиционно ассоциируют с Партией регионов, УПЦ КП симпатизирует нынешней оппозиции, западноукраинские националисты тяготеют к греко-католикам, а УАПЦ вообще поддерживается, в основном, диаспорой.
Все эти церкви яростно отрицают свою связь с политикой, но не менее яростно поддерживают своих политических фаворитов. Они прекрасно понимают, что победа на очередных выборах "своей" политической партии или кандидата значительно усложнит жизнь "братьям во Христе" из конкурирующих фирм.
Таким образом, церковные конфликты в значительной своей мере замешаны на политике и где-то даже являются ее продолжением. В этой связи визит Кирилла полностью аполитичным быть никак не мог.
Самодержец украинский
Победа Виктора Януковича на выборах президента стала несомненным успехом УПЦ МП. Новый глава государства никогда не скрывал, что считает себя прихожанином именно этой церкви. И сейчас у него появилась возможность доказать это на деле.
Представителям прочих церквей сразу дали понять, что они для государства равны, но только между собой - Московский патриархат "равнее" их всех вместе взятых. Если Виктор Ющенко во время церковных праздников за ночь успевал объехать полдюжины храмов, то новый президент всякий раз ограничивается посещением одного - московского, вызывая тем самым страшную ревность конкурентов УПЦ МП.
Более того, к намеченному на июль визиту Кирилла на Украине активизировался процесс передачи бывших церковных зданий Московскому патриархату. Еще одним свидетельством лояльности новых властей в отношении УПЦ МП стало переименование киевской улицы Ивана Мазепы в Лаврскую.
Для Киевского патриархата, считающего Мазепу героем, меценатом, строителем церквей и хранителем веры, это был очень болезненный удар.
Особенно неприятными все эти перемены стали на фоне последних лет, когда прежние украинские лидеры старались всячески поддержать УПЦ КП, дать "национальной" церкви встать на ноги и на равных соперничать с "москалями". Виктор Ющенко вообще называл появление полностью самостоятельной и признанной православным миром украинской церкви одним из своих приоритетов. Для этого он совершенно откровенно вмешивался в церковные дела и лоббировал (правда, безуспешно) интересы УПЦ КП перед Вселенским патриархом Варфоломеем.
Янукович пока так уж явно не говорит о необходимости преодоления раскола путем ликвидации Киевского патриархата, но его действия свидетельствуют о том, что слез по УПЦ КП он лить не будет. Более того, исподволь он может даже посодействовать этому процессу.
Основную же работу в рамках операции по "принуждению к покаянию" должны сделать, конечно, сами иерархи Московского патриархата.
Два патриарха
Украинская православная церковь Московского патриархата - структура фактически независимая от РПЦ, состоящая с русской церковью в отношениях, похожих на конфедеративные. Поэтому напрямую управлять войной против раскольников из Москвы практически невозможно.
Кроме того, задачу усложняет еще одно обстоятельство. Предстоятель УПЦ митрополит Владимир - человек исключительно порядочный, беззлобный, если угодно - настоящий христианин. Но он очень болен - у него болезнь Паркинсона. Для борьбы с лидером УПЦ КП Михаилом Денисенко (патриархом Филаретом) - человеком исключительно умным, жестким, харизматичным и энергичным - Владимир подходит слабо.
Для противостояния такой "православной акуле", как Денисенко, нужно нечто большее, чем христианская добродетель. Против лома, как известно, лучше всего помогает другой лом.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, как и его непризнанный коллега Филарет, пользуется неоднозначной репутацией. Обоих оппоненты винят в сотрудничестве с КГБ (агенты "Михайлов" и "Антонов" соответственно), обоих считают успешными подпольными бизнесменами. Оба досадно прокалывались - Кирилл сверкнул как-то часами ценой в хороший автомобиль, а Филарета поймали за бужениной с коньяком в пост. Автомобили у них, кстати, тоже шикарные - по несколько сот тысяч долларов каждый.
Но при этом соперники являются блестящими ораторами, образованнейшими людьми, прекрасно подготовленными администраторами, мастерами интриги и подковерной борьбы. Одно то, что оба стали патриархами, говорит о многом.
Об их личных отношениях известно мало. Патриархи знают друг друга, но подозревать их во взаимных симпатиях трудно.
В 1990-м году Филарет сам метил на патриарший престол РПЦ, однако тогда его обошел на повороте Алексий II. Но и этого мало: если ныне покойный патриарх не дал Филарету взойти на московский престол в прошлом, то теперь верный ученик Алексия Кирилл добивается ликвидации уже самого киевского патриархата. Чувства властолюбивого и амбициозного Денисенко понять нетрудно.
Как и чувства Кирилла. Для него Филарет - самая большая опасность для РПЦ. Окончательное отделение украинской церкви выведет из-под юрисдикции Московского патриархата три лавры (из пяти существующих), тысячи храмов и едва ли не половину прихожан (украинцы намного религиознее россиян). Кроме того, огромный рынок сбыта для разного рода церковной утвари, атрибутики и литературы уйдет в чужие руки. Есть за что побороться.
Упущенный шанс Филарета
Во время президентства Виктора Ющенко Филарет уже почти добился своего. Константинопольский патриарх Варфоломей (первый среди равных в мировом православии) после мощной обработки со стороны украинских властей уже был готов признать автокефалию УПЦ КП. Этому помешал срочный визит тогда еще митрополита Кирилла в Турцию, во время которого он популярно объяснил Варфоломею, что делать этого никак нельзя.
Портить отношения с крупнейшей православной церковью мира патриарх Константинопольский не решился, и украинской автокефалии не состоялось. Во время празднования 1020-летия крещения Руси в Киеве Варфоломей призвал украинских православных к единству, но не сказал главного - под чьим началом.
Кроме того, по признанию бывшего главы секретариата Ющенко, Виктора Балоги, провозглашению единой независимой церкви тогда помешали амбиции Филарета, который отказался объединять украинские церкви при условии, что патриархом может стать кто-то кроме него.
Свой шанс лидер УПЦ КП упустил. Зато его оппонент - Кирилл - после смерти престарелого Алексия II без особых проблем стал сначала местоблюстителем, а потом и патриархом.
Спустя всего полгода после избрания свежеиспеченный патриарх Московский отправился в пастырскую поездку на Украину. Новый предстоятель РПЦ сразу же развил кипучую деятельность и дал понять, что приехал на Украину не как иностранец, а как свой. Он даже порассуждал на тему "а не принять ли мне украинское гражданство".
В УПЦ КП сразу поняли, что этот патриарх - крайне опасный соперник. Кирилла начали склонять на все лады, называть его визит политическим и винить в любви к роскоши (дорогущие часы на его запястье сфотографировали именно тогда). Но Кирилл понимал, что покуда у руля Украины находится Ющенко, придется соблюдать осторожность. Все его выступления были подчеркнуто аполитичны.
Все поменялось после очередных выборов президента Украины.
Политический визит
После победы Виктора Януковича патриарх Кирилл был едва ли не первым, кто прилетел с поздравлениями в Киев. Этим дело не ограничилось - он стал единственным, кому новый глава украинского государства позволил благословить себя на "служение народу". Для московского патриархата все складывалось как нельзя лучше. Началась подготовка к полноценному визиту.
В 2010 году Кирилл не стал, как годом ранее, заезжать на территорию Западной Украины, чтобы продемонстрировать всем свое безразличие к политике. Он приехал в русскоговорящую Одессу и с самого начала своего визита в проповедях стал пропагандировать концепцию "духовного единства Святой Руси" - так называемый "Русский мир".
Украинские националисты понимают эту идею совершенно однозначно - как попытку утвердить идеологическую основу для последующего политического объединения России, Украины и Белоруссии.
Кирилл и РПЦ возражают: речь о цивилизационном и религиозном единении, но не о формировании одного государства.
По-видимому, правы тут и те, и другие.
Дело в том, что утверждение концепции "Русского мира" разрушает смысловые основания существования УПЦ КП. По этой логике, в духовном смысле Россия, Украина и Белоруссия - единый русский мир, поэтому и церковь должна быть, соответственно, единой. Политики тут - ноль, сплошная духовность и административные церковные трения. Все логично.
Однако и националисты правы, когда говорят, что от духовного единения до политического - всего полшага. Ведь если украинцы, русские и белорусы начнут ощущать себя единым народом в цивилизационном, религиозном и культурном смыслах, то у них появится закономерный вопрос - а чего же это мы живем в разных странах? Оформить политическое объединение будет делом техники.
Протесты
Киевский патриархат и националисты были обречены на сотрудничество. И те, и другие понимают: реализация идей Кирилла - это их погибель, хотя и по разным причинам. Именно поэтому еще до приезда патриарха они провели ряд встреч, во время которых договорились о том, что будут помогать друг другу в обличении "московского попа".
Во время визита Киевский патриархат выпустил специальное заявление, в котором обвинил Кирилла в намерении уничтожить украинскую государственность, лишить нацию ее идентичности и разрушить все то, чем дорожат украинцы.
Националисты, в свою очередь, попытались провести ряд акций протеста, во время которых намеревались показать Кириллу, что его на Украине не любят и его появление не приветствуется. Манифестации и пикеты, впрочем, милиция быстро разогнала.
Самой масштабной демонстрацией сотрудничества политических и духовных националистов стало их совместное шествие от киевского Владимирского кафедрального собора к памятнику Крестителю Руси, в котором приняли участие тысячи людей. На мероприятие съехались едва ли не все клирики УПЦ КП, а также множество людей из регионов.
Колонна шла под хоругвями, иконами, знаменами политических партий националистической направленности и лозунгами против приезда Кирилла. То есть сращивание церкви и политики, в чем они сами так часто винят Кирилла, было налицо.
Но московский патриарх этого всего не видел, поскольку находился в нескольких километрах - в Лавре. Никакой реакции на шествие ни от него, ни от властей не последовало.
Раскол раскола
Однако и сам Кирилл не только по церквям ходил - за время визита он успел встретиться с председателем Верховной Рады Владимиром Литвиным, премьер-министром Николаем Азаровым и президентом Виктором Януковичем.
О чем предстоятель РПЦ беседовал с этими политиками, в деталях неизвестно, однако можно предположить, что не только грехи им отпускал.
Задача Кирилла сейчас - полностью лишить УПЦ КП любой государственной поддержки. В этом случае филаретовская церковь, изначально появившаяся как полуполитический проект "под незалежность", постепенно начнет беднеть и чахнуть. Сторонники стареющего (81 год) Денисенко поймут, что полноценной автокефалии у них не будет никогда, и начнут поглядывать в сторону обласканной государством УПЦ МП.
Предложенное же Кириллом "покаяние и возвращение в лоно матери-церкви" откроет перед молодыми и амбициозными, но колеблющимися иерархами УПЦ КП новые горизонты.
Достаток, широкая самостоятельность и высокие посты способны кого угодно заставить покаяться. Кстати, карьерные перспективы возникают невероятные - киевский митрополит Владимир уже очень стар, а от его резиденции до патриаршей в Москве - один шаг.
После неминуемой смерти Филарета - идеолога и мотора раскола - его детище рискует развалиться само собой. Хотя он, конечно, еще поборется и выпьет немало крови иерархов РПЦ.
Но пока позиции Кирилла в этой партии выглядят куда более предпочтительно. И это не удивительно - у людей средних способностей персональных самолетов, бронированных "Мерседесов" и часов за 30 тысяч евро обычно не водится.
Хотя, кто знает... Может быть, просто Бог ему помогает.