Власти США 9 августа объявили о закрытии на год Статуи Свободы - одного из самых узнаваемых и популярных туристических мест Нью-Йорка и всей Америки. Работы планируется начать в октябре 2011 года, вскоре после 125-летнего юбилея "Леди Свободы". По завершении ремонта, расходы на который оцениваются в 26 миллионов долларов, символ свободы и демократии обзаведется новой пожаростойкой лестницей, несколькими лифтами и другими полезными элементами, призванными повысить безопасность самого известного символа США.
Туристы и просто любознательные граждане остаются без Статуи Свободы не впервые, причем однажды причиной закрытия нью-йоркского символа стали не обычные ремонтные работы, а настоящая террористическая угроза. Монумент, равно как и весь остров Свободы, на котором стоит одноименная статуя, был закрыт после терактов 11 сентября 2001 года. Тремя годами позже власти сняли запрет на посещение острова и статуи, но оставили несколько ограничений: посетителей пускали на остров и на смотровую площадку в пьедестале статуи, однако верхняя ее часть, именуемая в народе короной, оставалась закрытой. Власти свое решение объяснили соображениями безопасности - в корону статуи ведет лишь одна узкая спиральная лестница в 354 ступени, что в случае какой-либо экстренной ситуации существенно снизит шансы на выживание оказавших там посетителей.
Полностью запрет на посещение монумента был снят только в 2009 году. В День независимости США в корону Статуи Свободы впервые за восемь лет пустили посетителей. По действующим сейчас правилам, количество входных билетов ограничено - ежедневно на одну из самых востребованных в мире смотровых площадок пускают не более 240 человек. Неудивительно, что желающим побывать в короне "Леди Свободы" рекомендуют чуть ли не за полгода покупать входные билеты - панорамный вид, открывающийся с верхушки статуи, привлекает тысячи туристов.
Именно туристический ажиотаж стал причиной головной боли американских властей. Чиновники признают, что в ее нынешнем состоянии Статуя Свободы уже не справляется с непрекращающимся потоком туристов. Сейчас к пьедесталу статуи ведут всего две лестницы, причем каждая используются только для одной цели - восхождения или спуска. С короной "Леди" дела обстоят и того хуже: туда можно попасть по одной спиральной лестнице, причем одновременно на ней могут находиться не более 10 человек.
Сейчас же нормы пожарной безопасности требуют наличия как минимум двух ведущих вниз лестниц, позволяющих эвакуировать людей в случае ЧП в течение двух часов. Кроме того, пожарные требуют, чтобы по крайней мере одна из лестниц была оборудована системой кондиционирования. На данный момент Статуя Свободы, построенная почти полтора века назад, не может похвастаться соответствием этим техническим требованиям, хотя и оборудована лифтами и противопожарной системой.
Проект Статуи Свободы, официальное название которой звучит как"Свобода, озаряющая мир", принадлежит французскому архитектору Фредерику Огюсту Бартольди. Проектировать будущий символ США Бартольди помогал другой знаменитый француз - Гюстав Эйфель, ставший впоследствии автором другого не менее узнаваемого монумента. Образ "Леди Свободы" - облаченной в пеплос женщины с факелом в правой руке - был списан с французской натурщицы Изабеллы Бойер, вдовы изобретателя Исаака Зингера. Статуя Свободы, проектировавшаяся как подарок Франции к столетней годовщине американской революции, была завершена французами в июле 1884, а спустя почти год доставлена в Нью-Йорк в разобранном виде. Сборка статуи в США заняла еще четыре месяца, и таким образом французский подарок США запоздал на десять лет.
Именно эта противопожарная система, а вернее ее чрезмерная бдительность, послужила импульсом для решения властей отправить Статую Свободы на доработку. 21 июля 2010 года датчик задымления в шахте лифта статуи неожиданно забил тревогу, оповещая посетителей монумента о пожаре. Срабатывание датчика спровоцировало эвакуацию находившихся в статуе людей.
Впоследствии выяснилось, что система "почувствовала" дым, исходивший от одного из перегревшихся моторов лифта, и приняв его за возгорание, запустила тревогу. По заявлениям пожарных и операторов статуи, срабатывание датчика показало эффективность пожарной системы - эвакуация была проведена за пять минут, и никто из посетителей монумента не пострадал.
Как бы то ни было, сами пожарные находят Статую Свободы достаточно готовой к любому возгоранию даже вопреки ее преклонному возрасту и отсутствию многих технических новшеств. В свою очередь в Службе национальных парков США, в ведении которой находятся национальные памятники (и в том числе Статуя Свободы), подчеркнули, что даже после всех доработок этот памятник архитектуры вряд ли будет соответствовать современным стандартам в области безопасности.
Примечательно, что в этом году Нью-Йорк развернул настоящую кампанию по омоложению или (как в случае со Статуей Свободы) техническому усовершенствованию своих символов. Чуть ранее власти "Большого яблока" объявили о начале ремонтных работ на другом, пусть чуть менее узнаваемом, но гораздо более практически значимом архитектурном сооружении города - Бруклинском мосту. Целесообразность омоложения одного из старейших висячих мостов США была поставлена под сомнение многими нью-йоркцами, не увидевшими в полумиллиардном проекте особой пользы для города. Решение о доработке Статуи Свободы, похоже, не вызывает вопросов ни у кого.
Артур Степанов