Продолжения эпической стратегии в реальном времени ждали от Blizzard целую вечность двенадцать лет. За это время геймеры успели вырасти из компьютерных клубов, нашли работу и обзавелись семьей. Да и сами клубы пропали куда-то. Разработчики явно не спешили с выходом сиквела, и поклонникам оставалось только терпеливо ждать, строя догадки о том, что их ждет в итоге.
Hell, it's about time
В случае со StarCraft II разработчики отлично представляли, что хотят сделать, и именно поэтому выбрали долгий путь. Хотя все понимали, что игру не постигнет судьба бесконечной разработки, с языков геймеров все же время от времени слетало слово "долгострой".
Наконец, игра вышла. И как это часто бывает с долгожданными проектами, вызвала две прямо противоположные реакции. Игроки, которые просто хотели новый движок и обновленный мультиплеер для первой части, остались довольны и будут играть в StarCraft II еще очень долго. Разочарованы те, кто надеялся, что игра повторит революцию в жанре RTS, которую оригинальная StarCraft совершила в далеком 1998 году.
Космический платформер
Визуальное исполнение StarCraft II: Wings of Liberty на высоте - от арта обложки до анимаций самых мелких игровых объектов. Легкие металлические оттенки дизайна первой части уступили насыщенным синим цветам новой игры. Стратегия сохранила свой прежний стиль, но сделала большой шаг вперед - за счет динамического освещения, детальной прорисовки и живописного ландшафта. Платформы, на которых происходят сражения, ощущение от контроля юнитов, атмосфера игры - все это осталось привычным.
Новый движок, который не раз заставит игроков вспомнить о Warcraft III, позволил разработчикам сделать окружающий мир более динамичным. Например, в одной из сюжетных миссий часть карты периодически затопляет лава, оставляя нетронутыми только высокие платформы. Подобные условия потребуют от геймеров нестандартных решений.
Объем эффектов и анимации вырос ровно настолько, чтобы не мешать игрокам. Те, кто рассчитывает выжать максимум возможностей из своей новой видеокарты, будут разочарованы. Фанатам мультиплеера, наоборот, захочется отключить часть спецэффектов, чтобы приблизить игру к оригиналу.
Get the Flash Player to see this player.
lentavideo ('video/games/starcraft2/video2', 640, 272, 'player1');<br />
StarCraft II: Terran
Несмотря на то, что кампания Wings of Liberty позволяет сыграть только за одну из трех рас игры, терранов, у нее продолжительный сценарий состоящий из 29 миссий. В их число входят три, зависящие от выбора игрока, и одна секретная. Ответвления от сюжетной линии и система апгрейдов позволяют переиграть кампанию повторно, выбрав другой путь развития. Кроме того, в игре появилась система достижений. Однако все это не спасает игру от тривиальных поворотов сюжета и плоских шуток главных героев - пусть даже любимого поклонниками Джима Рэйнора.
Это можно простить, если смотреть на сюжет исключительно как на вводную часть многопользовательского режима. Но и это игре не удается - ограниченная одной расой кампания не подготавливает начинающих игроков к сражениям за протоссов и зергов. В оригинальной StarCraft геймеры, лишь предварительно познакомившись с особенностями космических рас в трех отдельных кампаниях, запускали мультиплеер и играли в уже знакомую игру. Теперь их выкидывают в незнакомое пространство, где тактика игры за принципиально разные стороны была выработана годами. Пусть даже вначале им помогает отборочная система и подробная статистика матчей, это делает игру менее привлекательной для начинающих игроков. Тем более что механика кампании и многопользовательского режима отличаются. В остальном, к новичкам игра настроена дружелюбно, но за тактическими советами им придется обратиться на форумы.
Туман войны на шахматной доске
Презентация игры в Москве прошла в магазине Media Markt (ТЦ "Капитолий" на проспекте Вернадского). Как это происходило, можно посмотреть, например, здесь. Казалось бы, здорово, что одновременно со всем миром - чувствуется атмосфера глобального события. Невольно задумываешь о том, что страна наконец шагнула вперед. Но эти мысли быстро вылетают из головы, когда видишь, как за несколько часов до начала продаж геймеры локтями пытаются протолкаться к дисплею, на котором показывают трейлер недельной давности.
Blizzard определенно пошла навстречу поклонникам, решив оставить нетронутыми самые основы стратегии. StarCraft II несильно отличается от StarCraft, но чтобы добиться высоких результатов в онлайне, игрокам придется привыкнуть к новыми юнитам и другому раскладу сил. Обновленная механика освежает отточенную до шахматного баланса игру, заставляя геймеров придумывать новые тактики.
Знакомый интерфейс стал удобнее и сообщает игрокам одновременно о множестве событий, которые едва успевают сменять друг друга. При этом управление ни на секунду не перестает быть интуитивным. Однако, некоторые старые недоработки остались - если поначалу кажется, что вечная проблема с застревающими юнитами решена (можно прятать под землю хранилища), то с ростом армии она вновь напоминает о себе.
К сожалению, мультиплеер игры привязан к региону, поэтому показать корейцам, кто на планете сильнее, российским игрокам не получится.
Nuclear launch detected
Надпись на обложке "Полностью на русском языке" означает именно то, что означает. На русском и никаком другом. Российский код активации не позволит поиграть в оригинальную версию. Поэтому игрокам, которых пугает сам факт перевода, стоит задуматься о покупке европейской электронной версии или искать обходные пути. Удивительно, но европейская версия помимо других языков включает в себя и русский.
Локализация, надо отметить, вполне достойная. Это если закрыть глаза на кнопку "заказть игру" на российском сайте Blizzard. Разработчики не только озвучили диалоги и перевели весь интерфейс, но даже заменили надписи на текстурах. Вопрос в другом - стоит ли навязывать локализацию, тем более в многопользовательской игре?
Неограниченная подписка обойдется российским игрокам в 1800 рублей, что незначительно дороже обычной компьютерной игры. Кроме того, игроки получают возможность выбрать недорогой вариант подписки за 500 рублей на четыре месяца - время, которого большинству хватит, чтобы пройти кампанию и вдоволь наиграться в мультиплеер. Однако многие сразу же назвали оплату игрового времени - кстати, аналогичную World of Warcraft - стремлением Blizzard нажиться на игроках.
All In
Отточенный до шахматного баланса мультиплеер StarCraft когда-то вывел жанр RTS из тупика. В другие игры было не менее интересно играть, но при определенной сноровке все сводилось к патовому исходу. StarCraft доказал, что мультиплеер может быть очень гибким, и за двенадцать лет стал площадкой для самых разнообразных тактик.
Blizzard хорошо понимала многопользовательский потенциал своей стратегии и при создании продолжения видела свою задачу прежде всего в том, чтобы максимально отшлифовать сетевой режим игры. Для этого компания наблюдала за успехом первой части, и времени у нее было предостаточно - StarCraft остается феноменально популярной уже более чем десятилетие. Кроме того, за это время Blizzard получила огромный опыт поддержки онлайн-проектов со своей другой игрой - World of Warcraft.
Однако более чем за десять лет, прошедших с момента выхода первой игры, игровая аудитория успела поменяться. Не все смогли вытерпеть испытание беспрерывной добычей минералов. Некоторым это просто наскучило. Кто-то даже умер от остановки сердца. Так или иначе, на смену им пришло новое поколение геймеров, которые никогда не играли в Dune, не знают радости от установки дополнительного мегабайта видеопамяти для Total Annihilation, а с сериалом C&C знакомы только по вульгарным плакатам последней части Red Alert. Поэтому задачей Blizzard стало привлечь к StarCraft новую аудиторию, сохранив привлекательность игры для старой.
Нельзя сказать, что компании удалось добиться сразу двух целей. Продажи такой культовой игры могли быть выше, если бы заинтересовали чем-то современных игроков и отхватили часть аудитории от других высокобюджетных проектов. Но это была бы уже совсем другая игра. Blizzard сделала то, что должна была сделать, и StarCraft II - все же больше игра для старых поклонников. Зато теперь у стратегии появились все шансы завоевать новых и собрать всех вместе на Battle.net.
Егор Дубовицкий