Запасайся, кто может! В России образовался дефицит гречки и молока. На очереди - мед и соль

Аномальная жара не только погубила урожай зерна, вынудив правительство ввести эмбарго на его экспорт, но и "почистила" магазинные полки с другими продуктами. 23 августа представители российских розничных сетей заявили о дефиците гречки и молока. Отсутствие этих продуктов на полках все сильнее разгоняет инфляцию, которая больно ударит по карманам россиян уже в самое ближайшее время.

С гречкой, полагают в Минэкономразвития, все просто: посевы погибли, а импортировать эту крупу неоткуда. В 2007-2008 годах Россия собирала в общей сложности по миллиону тонн гречихи, а в 2009 году урожай сократился почти в два раза - до 564 тысяч тонн. В 2010 году урожай будет еще хуже. По подсчетам экспертов, в этом году может быть собрано всего около 430 тысяч тонн гречихи.

Вот и результат. С начала года, по данным Росстата, общее подорожание гречневой крупы составило уже 62 процента. На фоне возникшего дефицита гречневой крупы Россия начала завоз китайской гречки, хотя импортеры и жалуются на ее качество. Последний раз российская сторона ввозила гречневую крупу семь лет назад.

В некоторых магазинах в Москве гречки попросту не осталось. "Интерфакс" 23 августа сообщил, что гречка пропала из продажи в некоторых супермаркетах "Квартал", магазинах "Ашан", а также в торговых точках ритейлеров "Карусель", "Пятерочка" и "Остров". Газета "Ведомости" 24 августа подтвердила, что в Москве гречка отсутствует почти во всех крупных продуктовых сетях. В Санкт-Петербурге нет гречневой крупы в сети "Карусель", в Самаре - как минимум, в нескольких "Перекрестках". Отчасти дефицит гречки создали сами ритейлеры, приостановив ее закупки по завышенным ценам.

Чиновники ожидают, что ситуация может измениться, когда через месяц будет собран новый урожай гречихи. Но крупные торговые сети полагают, что дело не только в неурожае. Ритейлеры уверяют, что засуха спровоцировала на спекуляции производителей продуктов питания. В понедельник торговые сети созвали пресс-конференцию, на которой заявили, что из-за алчности поставщиков серьезно пострадают рынки молочных продуктов и крупы, серьезный рост цен на которые неизбежен.

Розничные торговцы вынуждены защищаться, ведь покупатель обвинит в росте цен именно их. Сети указывают, что дальнейший рост цен на продукты питания неизбежен, ведь дефицит гречки и зерновых на рынке обусловлен и тем, что продавцы зерна либо взвинтили цены, либо, чувствуя конъюнктуру, придерживают товар в ожидании дальнейшего подорожания на почве дефицита.

"Запасы прошлого года невелики, и прогнозы на урожай по гречке нехорошие. По гречке мы видим резкое, наверное, самое значительное увеличение закупочных цен, до 50-60 процентов", - заявил директор по корпоративным отношениям крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group Михаил Сусов. Ему вторили коллеги. "Ситуация на молочном рынке нам видится особенно катастрофичной, здесь наши поставщики ведут себя достаточно жестко... Это может влиять на доступность товаров. Для нас это самая критичная ситуация, паническая", - сказала руководитель по внешним коммуникациям Metro Cash & Carry Оксана Токарева.

Глава Российского молочного союза, объединяющего крупнейших переработчиков молока, Владимир Лабинов не скрывает, что рост цен на молоко продолжится. "Уже давно растет цена на сырье, объемы производства за 6 месяцев остались на уровне прошлого года, притом что потребление молока выросло на 20 процентов", - утверждает Лабинов.

Это не удивительно, ведь у молочников половина затрат приходится на платежи за зерно, и они тоже готовятся переписывать ценники. По подсчетам Reuters, по сравнению с прошлым годом закупочные цены на молоко для ритейлеров могут вырасти примерно на четверть. По словам Сусова, поставщики всех видов молока уже повысили цены в среднем на 10-15 процентов.

Напористость поставщиков грозит обернуться войной с розничными сетями. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), лоббирующей интересы розничных сетей, утверждают, что вслед за производителями крупы и молочных продуктов повысить цены пытаются производители остальных товаров. Даже те, чья продукция напрямую не связана с зерном.

За неделю с 10 по 16 августа 2010 года инфляция в России, по данным Росстата, составила 0,2 процента. Лидером роста среди отдельных товаров стала гречка, подорожавшая более чем на 7 процентов. В целом инфляция с начала августа достигла уже 0,4 процента, а с начала года - 5,1 процента. Напомним, что в минувшем году рост потребительских цен в августе был нулевым, а за период с января по середину августа составил 8,3 процента. Нынешний прогноз Минэкономразвития предсказывает инфляцию по итогам 2010 года в размере 6-7 процентов.

"Нам прислали повышение цен поставщики пива, меда и соли. Соль, наверное, особенно сильно пострадала от засухи", - иронизирует исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский. По его словам, АКОРТ направляет все предложения о повышении цен в антимонопольную службу и другие госорганы, чтобы чиновники видели, "насколько спекулятивны эти цены". В АКОРТ утверждают, что основное повышение цен происходит в мелких сетях, на рынках и в одиночных магазинах. Просто у них нет такой экономической силы, как у крупных ритейлеров.

Агфляцию в России ждали. Еще в июле замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач заявил, что засуха может подстегнуть темпы роста цен в России. При этом президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский утверждал тогда, что засуха добавит 1,5-2 процентных пункта к прогнозируемому уровню инфляции на текущий год в 6-7 процента.

В августе на подорожание зерна среагировала Федеральная антимонопольная служба, заявив, что цены, которые устанавливают производители и продавцы зерновой продукции, носят спекулятивный характер. Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что зерна в России достаточно, после чего чиновники обвинили нескольких производителей зерна, муки и хлеба в сговорах и завышении цен. Но что будет делать ФАС теперь, когда цены растут уже на целый ряд продуктов?

Пока неясно, готово ли государство применить механизм контроля за ценами на социально значимые товары (гречка в этот список входит). По закону о торговле, вступившему в силу в 2010 году, ручное управление ценами должно запускаться при росте цен на 30 процентов в месяц. Да только что толку контролировать розничные цены на продукты, которых просто не будет на полках.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше