29 августа 2010 года в Лос-Анджелесе прошла церемония "Эмми". Результаты этого мероприятия, разумеется, не совпали с прогнозами специалистов, однако стали неплохой иллюстрацией к общим тенденциям, существующим в мире сериалов.
Во-первых, Американская телеакадемия де-факто подтвердила, что за прошедшие три года ничего достойного ее внимания (ну за исключением разве что "Хорошей жены") в категории драматических сериалов так и не появилось. Действительно, третий год подряд награждать "Безумцев" (Mad Men), при всем уважении к этому действительно великолепному сериалу, это уже не показатель качества шоу, а скорее признак серьезной стагнации в данном сегменте телерынка. Подтверждением этой идеи является и третий "Эмми" подряд, доставшийся Брайану Крэнстону за роль Уолтера Уайта в сериале "Во все тяжкие" (хотя опять же, подчеркнем, что это шоу, рассказывающее об учителе химии, наладившем производство метамфетаминов, тоже можно заносить в разряд великих).
Небольшим утешением стала статуэтка за лучшую драматическую роль второго плана у сериала "Хорошая жена" (The Good Wife) - безусловно интересного, талантливо написанного, но не более того проекта о нелегкой судьбе мамы-одиночки и по совместительству адвоката. Академия отметила актрису Арчи Панджаби, исполнившую роль помощницы главной героини по имени Калинда Шарма. Конечно, по-хорошему, статуэтку надо было дать и исполнительнице главной роли Джулиане Маргулис, однако академики решили наградить (вероятно, за терпение) Киру Седжвик из "Ищейки" (The Closer), которая начиная с 2006 года ежегодно оказывалась в этой номинации и оставалась ни с чем. Тут же, кстати, можно отметить, что победа Седжвик стала далеко не единственным торжеством справедливости - Джим Парсонс получил давно ожидаемую и безусловно заслуженную награду как лучший комедийный актер за роль неподражаемого Шелдона Купера в сериале "Теория Большого взрыва".
Ну и можно порадоваться за "Декстера" (Dexter), который в преддверии пятого (и, говорят, заключительного) сезона добавил в свою копилку статуэтку за лучшую режиссуру. Сериал также был отмечен 21 августа, когда вручаются награды в технических номинациях, мультипликации, а также приглашенным актерам - статуэткой была отмечена роль Джона Литгоу (John Lithgow), сыгравшего маньяка "Тринити".
Второй тенденцией, верно подмеченной Американской телеакадемией (да простят академики автора за фамильярность), стало появление в сезоне 2009/10 большого количества отличных комедийных сериалов. От прошлогоднего засилья "30 потрясений" (так на русский переводится 30 Rock, хотя название представляет собой сокращение от адреса главного офиса NBC - 30 Rockefeller Plaza), после которого казалось, что Тина Фей и Алек Болдуин получили монополию на юмор, не осталось и следа.
Главным сюрпризом церемонии стало то, что без главных наград осталась "Песня" (Glee). Дело в том, что за границей популярность у этого сериала просто заоблачная: например, информация о том, что в следующем сезоне появится эпизод, целиком посвященный творчеству Бритни Спирс, является серьезной и обсуждаемой новостью, а песни из саундтрека к шоу обосновались в окрестностях вершин всевозможных чартов по обе стороны Атлантики (если кто не знает, сериал рассказывает о кружке пения и танцев в школе, помешанной на спорте, и представляет собой по сути настоящий многосерийный мюзикл). Именно поэтому тот факт, что Glee остался с двумя статуэтками в категориях "Лучшая комедийная актриса второго плана" (Джейн Линч за роль тренера команды болельщиц Сью Сильвестр) и "Лучшая режиссура комедийного сериала" (Райан Мерфи за пилотный эпизод), стал настоящим сюрпризом.
Другим сюрпризом, правда чуть менее неожиданным, оказалась статуэтка Эди Фалько за лучшую женскую роль в "Сестре Джеки", причем удивление вызывает не сам факт награды (исполнительница роли Кармелы Сопрано из "Клана Сопрано" все так же хороша), а то, что данный сериал был причислен к комедиям.
Главным триумфатором церемонии, причем вполне заслуженно, стал сериал "Американская семейка" (Modern Family), получивший сразу три статуэтки: "Лучший сериал", "Лучший комедийный актер второго плана" (Эрик Стоунстрит за роль Кэмерона Такера) и "Лучший сценарий комедии" (пилотный эпизод). Вообще, первая половина первого сезона этого сериала может быть смело занесена в разряд гениальных - помимо технических новшеств (например, нехарактерные для семейных ситкомов отсутствие закадрового смеха и стилизация под реалити-шоу), здесь имеется множество сценарных находок. Так, источником шуток служат преимущественно сами персонажи, в то время как коллизии внутри семьи (противостояние отца и сына, брата и сестры и прочее) вынесены за скобки. Кроме того, количество главных персонажей заметно больше нормы, что, вероятно, позволяет авторам легко жонглировать разными темами.
В заключение, конечно, необходимо отметить, что обилие хороших комедий сыграло с ними плохую шутку - многие шоу остались вообще без статуэток, которых, безусловно, заслуживали. Например, ни на одну награду не были номинированы сериал "Сообщество" (Community) с постаревшим Чеви Чейзом, отличающийся очень интересным, местами совершенно нестандартным юмором, и шоу "Бывает и хуже" (The Middle), рассказывающее о жизни одной странной, но обаятельной семьи. А если учесть, что следующий сезон также навряд ли подарит нам много хороших драм, то можно констатировать: торжество комедийных сериалов продолжится.