Российские сотовые операторы могут взимать с абонентов плату за входящие SMS, если они отправлены с коротких номеров. Такой вывод следует из решения Таганского суда Москвы, который в начале сентября отклонил иск Общества защиты прав потребителей к МТС. Общество требовало у мобильного оператора прекратить рассылку платных рекламных SMS.
Иск к МТС Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало в середине июля текущего года в результате многочисленных претензий, полученных от абонентов оператора. Клиенты МТС жаловались, что с их счетов списываются средства за входящие SMS, которые приходят с коротких 4-значных номеров.
Как отмечалось на сайте ОЗПП, списание средств происходило из-за того, что абонент, открывая сообщение, автоматически попадал на платный ресурс. При этом, как пояснили в правозащитной организации, заранее абонентам стоимость услуг не сообщалась, а также не давались гарантии относительно их предоставления.
Являются одной из самых популярных форм мобильной связи. Для примерного понимания объемов этого сегмента рынка достаточно, пожалуй, одной цифры: в марте сообщалось, что по оценкам аналитиков ACM-Consulting, ежедневно россияне отправляют SMS и MMS на четыре миллиона долларов. При этом в начале текущего года директор по продуктам МТС Павел Ройтберг оценивал долю мошеннических платежей (требуемых теми самыми некорректными контент-провайдерами) в 10-15 процентов от всего объема микроплатежей. По другим оценкам, объем мошеннических платежей достигает 40-50 миллионов долларов.
По словам юриста ОЗПП Олега Фролова, которые приводит газета "Ведомости", стоимость SMS составляла от 30 до 300 рублей. В организации напомнили, что в соответствии с законом "О связи" операторы не могут брать плату за входящие соединения, и потребовали признать действия МТС противоправными.
На суде представители МТС назвали претензии ОЗПП необоснованными. Оператор пояснил, что SMS, отправляемые с коротких номеров, являются фактически не телефонными соединениями, а оказанием дополнительных услуг абоненту. Именно за услуги, а не за входящие SMS, взимается плата.
Кроме того, в МТС подчеркнули, что рассылают платные SMS санкционированно, а переход абонента на платные ресурсы производится только после его согласия на получение контента. В компании отметили, что если провайдер контента, заключивший договор с МТС, некорректно информирует абонентов о стоимости и порядке предоставления своих услуг, то МТС его штрафует или даже расторгает с ним договор.
Представители оператора, впрочем, не уточнили, какого именно провайдера оштрафовали, а с кем прекратили сотрудничество. Однако в январе пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая рассказала, что оператор уже оштрафовал контент-провайдеров, чьи услуги вызвали наибольшее число жалоб, и суммы взысканий составили более 10 миллионов рублей на каждого нарушителя.
В МТС также предприняли шаги, направленные на непосредственную защиту абонентов от мошенников. С начала года клиент оператора может отправить платную SMS на один из 14 коротких номеров. Таким образом абонент получает возможность узнать стоимость предлагаемой ему услуги и подтвердить оплату.
Компания была основана в 1993 году и на сегодняшний день является крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ. Абонентская база МТС на конец мая 2010 года составила почти 99 миллионов пользователей.
Другие операторы "большой тройки" решили не отставать от МТС. Так, в "МегаФоне" заявили, что введут штрафы для компаний, предоставляющих мошеннические сервисы, а абонентам будут присылать уведомления о стоимости SMS для нескольких коротких номеров, неоднократно вызывавших жалобы. Абоненты "Билайна", в свою очередь, получили возможность самостоятельно создавать черный список блокируемых коротких номеров.
О контроле за действиями SMS-мошенников задумалось и государство. В Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзоре) в июле предложили Минкомсвязи внести поправки в законодательство, которые обяжут сотовых операторов оказывать услуги с оплатой через SMS только после подтвержденного согласия абонента. В "большой тройке", правда, тут же выразили опасение, что введение обязательного подтверждения платежа снизит выручку от контент-услуг.
В ОЗПП, между тем, не исключают, что вновь подадут иск к МТС. В организации возмутились тем, что суд даже не потребовал у МТС доказательств, что SMS, за которые со счетов абонентов списывались деньги, являлись платными контент-услугами.
Кажется, что правозащитники имеют все шансы на успех: в марте Арбитраж Магаданской области оштрафовал МТС на 30 тысяч рублей за неправомерное списание средств со счета абонента, использовавшего короткие SMS-номера. В МТС собирались оспаривать штраф (и, скорее всего, сделали это), однако о результатах пока не сообщалось.
Между тем, в августе суд при разбирательстве аналогичного дела встал на сторону МТС. 23 августа Арбитражный суд Москвы отклонил иск к оператору о взыскании 2,2 тысячи рублей, которые были списаны со счета абонента, использовавшего короткие SMS-номера для получения услуг от контент-провайдера.
Так что пока судебная практика складывается противоречивая. У дела МТС, в случае если оно будет иметь продолжение, есть все шансы стать прецедентным: если дело дойдет до судов высшей инстанции, то именно от их решения будет зависеть, как будет регулироваться рынок контент-услуг.