Проект закона о полиции был представлен публике чуть больше месяца назад. Вчера официальное общественное обсуждение этого документа было завершено, и все опубликованные на специальном сайте предложения граждан начали обрабатывать эксперты. Одновременно с этим критики не устают повторять, что закон о полиции опасен и требует коренного пересмотра. На серьезном изменении документа настаивают даже близкие к Кремлю структуры - президентский Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а также Ассоциация юристов России.
Когда в начале августа законопроект "О полиции" был представлен на суд публики, его авторы утверждали, что после общественной дискуссии и парламентского одобрения он вступит в силу уже 1 января 2011 года. Однако в последние дни, когда обсуждение закона в интернете подходило к концу, все громче стали звучать слухи о том, что появление полиции в России будет отсрочено. Главная причина, по которой планы по реформе МВД могут быть пересмотрены - противоречивость написанного в министерстве закона. Дело в том, что его открыто критикуют уже не только многочисленные блогеры и общественные деятели, но и президентские правозащитники, руководители государственных ведомств и даже представители правящей партии.
Претензии к проекту закона выдвигаются разные. Профессионалы, которые когда-то были связаны с органами внутренних дел, указывают на пагубность упразднения разделения милиции на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Кроме того, эта категория наиболее часто высказывает сомнения в целесообразности переименования милиции в полицию - признавая, впрочем, необходимость проведения реформы в целом.
Обычные граждане и правозащитники обращают внимание несколько на другие вещи (что вполне объяснимо) - в частности, на небывалое расширение полномочий сотрудников правоохранительных органов. Так, по новому закону, полицейский сможет требовать от человека выполнения любых его требований (так называемая "презумпция законности"). А если это требование человеку не понравится, он сможет идти в суд - но только после его выполнения (статья 32, пункт 2).
Кроме того, полицейские получают право проникать (а не только "входить", как это было в старом законе) в квартиры граждан, если на то будет служебная необходимость. Оговаривается даже возможность взлома помещений ("...с повреждением, если в этом есть необходимость, запирающих устройств..."), однако компенсации за такие действия полицейских законом не предусмотрено (статья 15).
У многих вызывает негодование прописанная в законе норма, по которой полицейские смогут проверять у граждан любые документы, а не только удостоверяющие их личность (статья 13, пункт 2). Те же права получают полицейские в отношении бизнеса - согласно закону, они смогут "беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами, статистическими данными и иными сведениями".
Перечисление всех недостатков нового закона по объему может превысить сам закон. На сайте zakonoproekt2010.ru, где в течение примерно месяца шло обсуждение, набралось около 20 тысяч предложений и комментариев - причем прошедших жесткую премодерацию. Кроме того, чуть больше тысячи комментариев набралось в блоге президента, еще около 600 - на сайте "Российской газеты", где также был опубликован проект закона.
В том, что обсуждение закона гражданами (как и задумывалось инициаторами реформы МВД) велось лишь в интернете, заключается один из недостатков выбранной руководством страны формы дискуссии. Интернетом сегодня пользуется дай бог, если треть населения страны, поэтому о всероссийском обсуждении реформы милиции говорить все же нельзя. В то же время обсуждение закона о полиции вышло далеко за пределы Рунета, что выразилось в нескольких "круглых столах", партийных совещаниях, общественных слушаниях и бесчисленных интервью специалистов в области правоохранительных органов.
Некоторые "разоблачения" получили широкое распространение - в блогах, например, активно гуляет ролик, в котором известный экономист Михаил Делягин проецирует закон о полиции на президента России. Популярность набирает и сайт правозащитников "Пять простых поправок для полиции", на котором предлагается внести всего пять главных изменений в проект закона: обязать полицейских носить именной бейдж с фотографией, составлять протоколы об административном правонарушении на месте правонарушения, не препятствовать видеосъемке их действий, разрешать задержанным гражданам делать самостоятельный телефонный звонок и создать единую горячую линию по приему жалоб на действия сотрудников полиции.
Есть, впрочем, и иное мнение. В частности, некоторые эксперты отмечают, что с вступлением закона в силу принципиально ничего не изменится, а лишь будет узаконена та практика, которая существует сейчас. Оказывали давление милиционеры на бизнес - смогут оказывать и после официальной публикации закона в прессе; пользовались они привилегированным положением по отношению к другим гражданам - будут пользоваться и дальше. Просто теперь их действия будут законными, трудно оспоримыми и более безнаказанными.
Мысль о том, что закон получился не совсем таким, каким задумывался главой государства, витала практически на каждом официальном мероприятии, где обсуждалось создание в России полиции. Что самое интересное - жесткая критика законопроекта звучала не только из уст либералов и правозащитников, но и из стана "Единой России". Так, на "круглом столе" в начале сентября депутат Госдумы от этой партии Андрей Макаров заклинал от принятия законопроекта в том виде, в котором он существует сейчас. "Этот закон - по существу, отказ от всех завоеваний, которых мы добились за последние годы, когда мы говорили о модернизации. Это полное всевластие МВД. Если мы примем этот закон, в нашей стране будет жить страшно", - цитировал Макарова "Интерфакс". Депутат в красках расписал желание МВД "повязать власть кровью" и разоблачил "подлый обман" в виде создания общественных советов при правоохранительных структурах.
По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, из бюджета страны на реформу МВД в 2012-2013 годах будет выделено в общей сложности 217 миллиардов рублей. В СМИ звучали предположения, что одно только переименование милиции в полицию будет стоить государству 1,3 миллиарда рублей. Позже замминистра внутренних дел РФ Сергей Булавин это опроверг, заявив, что переименование обойдется гораздо дешевле.
Позже официальное мнение "Единой России" было опубликовано на сайте партии - сообщение оказалось не столь драматичным, однако разумную критику содержало и оно. Поддержав концепцию закона в целом, единоросы обратили внимание на двусмысленность формулировок в документе, а также заявили о необходимости чистки милицейских кадров - что при превращении милиции в полицию не предусмотрено.
Однако с тем, что концепция закона в целом неплоха, категорически не согласились члены президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (того самого, который до недавнего времени возглавляла Элла Памфилова). За день до завершения приема от граждан предложений по законопроекту "О полиции", Совет на очередном заседании решил, что и закон, и его обсуждение являются некачественными. В связи с чем было решено написать совершенно новый документ - альтернативный тому, что был создан в МВД. Подготовкой этого проекта, как писал "Коммерсант", намерены заняться члены Совета по правам человека и Общественной палаты, а также эксперты Института современного развития, Ассоциации юристов России и Независимого экспертно-правового совета.
Особый интерес представляет то, что некачественным закон назвали не где-нибудь, а в приближенном к президенту правозащитном Совете, к мнению которого, по идее, глава государства не прислушаться не может. А после того, что было сказано на заседании Ассоциации юристов России 15 сентября, принятие законопроекта о полиции в существующей редакции будет крайне затруднительным.
В принятии окончательного решения позиция Ассоциации юристов России будет играть далеко не последнюю роль, и дело даже не в том, что ее когда-то возглавлял Дмитрий Медведев. Ассоциация считается одним из основных участников доработки законопроекта, который должен вступить в силу уже через три с небольшим месяца. В этом и загвоздка - судя по нынешней волне неприятия закона, введение в России полиции может быть отсрочено. По крайней мере, на этом настаивает глава АЮР, председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, который заявил на заседании, что задействовать этот закон с 1 января "абсолютно нереально". "Мы считаем, что он должен вступить в силу не раньше чем через шесть месяцев после его опубликования", - заявил депутат-юрист.
Глава Счетной палаты Сергей Степашин, который возглавлял МВД в конце 1990-х, сделал на заседании АЮР не менее радикальное предложение - вернуть законопроект о полиции разработчикам. Кроме того, Степашин выразил сомнение в реальности исполнения всего, что прописано в новом законе: по его мнению, при отсутствии необходимого финансирования (а это 19 миллиардов рублей) с полиции в любом случае придется или снимать какие-то функции, или сокращать штат.
В то же время в СМИ уже появились предположения, что если какие-то изменения в закон и будут внесены, то только самые явные - как сказал один анонимный единорос "Ведомостям", чтобы у общественности сложилось мнение, что к ней прислушались. Наблюдатели также опасаются, что решение по введению в России полиции именно в том виде, в каком ее придумал экспертный совет МВД РФ, уже принято и никаких серьезных изменений ждать не стоит. Однако уже тот факт, что вокруг нового закона собралось такое количество сомневающихся, дает повод надеяться на лучшее. По крайней мере - на лучшую подготовку одного из самых важных в российском обществе документов.