12 октября Германия была избрана в число непостоянных членов Совета безопасности ООН. Это стало важной победой немецкой дипломатии, благодаря которой влияние ФРГ на международную политику значительно усилится. Тем не менее, для Германии двухгодичное членство в Совбезе является лишь промежуточной целью. Главная же задача состоит в том, чтобы добиться осуществления реформы Совета безопасности, структура которого, на взгляд немецких представителей, давно уже не отражает реальную расстановку мировых политических сил.
Избранию предшествовала многомесячная активная работа немецких дипломатов, проводившаяся во всех представительствах, с целью заручиться поддержкой двух третей членов Генеральной ассамблеи ООН, насчитывающей 192 государства. В итоге ФРГ прошла в Совбез уже после первого тура. За кандидатуру Германии проголосовали 128 членов Генассамблеи - это даже на один голос больше, чем было необходимо. Конкурентами ФРГ на два вакантных места в Совете безопасности, зарезервированных за западными государствами, были Португалия и Канада. За Португалию в первом туре проголосовали 122 члена Генассамблеи, во втором - 120 и в третьем -150. Канада, собрав по итогам второго тура 78 голосов, отозвала свою кандидатуру.
Германия и Португалия сменят в Совбезе Австрию и Турцию, полномочия которых истекают в конце этого года. Кроме того, на три освобождающихся места непостоянных членов Совета безопасности ООН от Азии, Латинской Америки и Африки были избраны Индия, Колумбия и ЮАР. Германия стала непостоянным членом Совбеза уже не в первый раз. ФРГ заседала в Совете безопасности в 1977-78 годах и 1987-88 годах. ГДР вошла в состав Совбеза лишь однажды, в 1980-81 годах. С 1990 года, после объединения, за ФРГ и ГДР было закреплено единое место в ООН. Наконец, в 2003-2004 годах Германия вновь стала членом СБ. Это был довольной напряженный период, ознаменовавшийся расхождением Германии и США по вопросу войны в Ираке, что нашло свое отражение в дискуссиях Совбеза, где Йошка Фишер открыто предупреждал своего американского коллегу Колина Пауэлла о непредвиденных рисках, связанных с планируемым вторжением.
Само членство в Совбезе является важным внешнеполитическим козырем. В отличие от общего собрания стран - членов ООН, Генеральной ассамблеи, решения которой имеют лишь рекомендательный характер, Совет безопасности располагает куда более широкими полномочиями. На нем лежит главная ответственность за поддержание мира и международной стабильности, он обладает правом применять санкции против тех или иных государств, а в случае необходимости также прибегать к военному принуждению. В состав Совбеза входят 15 членов: пять постоянных - США, Китай, РФ, Франция и Великобритания, и десять заседающих по два года непостоянных членов, пятеро из которых ежегодно меняются.
Места среди непостоянных членов распределяются согласно географическому принципу: за западными государствами зарезервировано два места, столько же - за государствами Латинской Америки и Карибского бассейна. Пять мест предоставляются представителям государств Азии и Африки, при этом по устоявшейся за последнее время практике за Африкой закреплены три места, а за азиатскими государствами - два. Наконец, последнее, десятое место занимает одно из государств Восточной Европы. Для принятия решения требуется как минимум 9 из 15 голосов. При этом, однако, каждый из пяти постоянных членов обладает правом вето и фактически может заблокировать любое решение Совбеза.
Подобный расклад ставит непостоянных членов Совета безопасности в отчасти подчиненное положение, делает их "членами второго класса". Тем не менее, они участвуют во всех важных переговорах и, в отличие от рядовых участников Генеральной ассамблеи, имеют доступ ко всем документам и актам Совбеза, что, учитывая характер информации, проходящей через СБ, чрезвычайно важно, так как многократно увеличивает осведомленность этих стран относительно тех или иных процессов международной политики. Кроме того, становясь на месяц в порядке алфавитной ротации председателем Совбеза, непостоянные члены могут оказывать активное влияние на выработку повестки дня.
Однако помимо плюсов есть и минусы. Они связаны прежде всего с наметившимся падением авторитета ООН из-за неспособности этой организации предотвратить или разрешить те или иные международные конфликты. Пожалуй, только ленивый не писал о том, как ООН "проспала" геноцид в Руанде в 1994 году, или не смогла эффективно разрешить вооруженный конфликт в суданской провинции Дарфур, или оказалась не в состоянии предотвратить войну в Ираке. Не меньшее беспокойство вызывает усиление влияния параллельных ООН международных структур, например G8 или G20, которые превращаются в альтернативные центры принятия решений. Наконец, массу нареканий вызывает устаревшая структура Совета безопасности, в частности право вето, которым обладают его постоянные члены.
Поэтому одной из своих главных задач на посту непостоянного члена Совбеза ООН Германия видит подготовку реформы этого органа. Еще в 2004 году Германия, Япония, Индия и Бразилия, объединившись в так называемую "Группу четырех" (G4) , выступили с совместным обращением, в котором заявили о своем стремлении стать постоянными членами Совета безопасности, структура которого, по их мнению, со времен окончания Второй мировой войны безнадежно устарела и не отражает реальной расстановки политических сил в мире.
Германия по объему отчислений является третьим, а Япония - вторым после США донором ООН, при том что обе страны, согласно хартии ООН, до сих пор формально считаются "враждебными государствами" (то есть государствами, которые во время Второй мировой войны были противниками стран, подписавших хартию) и в отношении них могут быть приняты меры в обход системы безопасности ООН. ФРГ вкладывает в ООН больше так называемой "Группы семидесяти семи", куда входят 130 развивающихся стран, в том числе Китай и Индия. Поэтому Германия стремится не только к институциональной реформе Совета безопасности, но и к ревизии формулы финансирования.
В проектах реформ Совета безопасности ООН недостатка нет. Так, в мае 2005 "Группа четырех" предложила проект, увеличивающий численность Совбеза до 25, а число постоянных членов - до 11 стран: помимо собственно Германии, Японии, Бразилии и Индии новыми постоянными членами должны стать две африканские страны. Позднее план был скорректирован в сторону своеобразного переходного варианта: на протяжении первых 15 лет новые постоянные члены будут лишены права вето, а затем уже станут полноправными постоянными членами Совбеза. Кроме того, высказывалось предложение о создании общего места в Совбезе для ЕС, однако его не поддержали представители Франции и Великобритании, которым в таком случае пришлось бы отказаться от постоянного членства.
Иными словами, задача реформирования Совета безопасности настолько же амбициозная, насколько трудноразрешимая. Тем не менее, свою программу-минимум ФРГ выполнила, став непостоянным членом Совбеза. Это несомненная удача, и она пришлась как нельзя кстати для черно-желтого коалиционного правительства Меркель-Вестервелле, популярность которого в последнее время сильно упала.