В пятницу, 15 октября, швейцарская компания AlpTransit Gotthard AG прокопала последние 1,8 метра между западной и восточной частями 57-километрового тоннеля под перевалом Сен-Готард. По масштабности замысла, а также по расположению сооружения, строящийся тоннель можно сравнить с Большим адронным коллайдером, вот только разгонять по новому Сен-Готардскому тоннелю будут грузы из товаров народного потребления, а послужит он не физике, как БАК, а, скорей, экологии.
Сооружения подземного дублера к востоку от существующего альпийского пути из Италии в Европу имеет статус проекта века для Швейцарии, поэтому завершение проходческих работ прошло в торжественной обстановке и транслировалось швейцарским телевидением. Министр транспорта Швейцарии Питер Фюглисталер (Peter Fueglistaler) заявил агентству Associated Press, что хоть швейцарцы и не очень эмоциональны, сегодняшний день является для них днем радости, так как страна получила самый длинный тоннель в мире. До сегодняшнего дня этот рекорд принадлежал 53,8-километровому тоннелю Seikan в Японии.
Это второй железнодорожный тоннель через Сен-Готардский перевал. Первый подземный путь на участке между городами Гешенен и Айроло был сдан в эксплуатацию в 1881 году, причем главный инженер того строительства Луи Фавр умер от сердечного приступа прямо в тоннеле - так он переживал из-за возможной ошибки в маркшейдерских расчетах. Сейчас эти 15 километров под вершиной перевала являются частью основного железнодорожного пути из Италии в Швейцарию. Кроме него есть автомобильный тоннель из Айроло в Тичино протяженностью 16 километров. Этот тоннель является частью автомобильной дороги E35,2, ведущей из итальянского города Бьяска в швейцарский Альтдорф.
Большой железнодорожный Сен-Готардский тоннель, когда он будет завершен в 2017 году, свяжет юг Швейцарии с Италией посредством скоростной железной дороги. По расчетам строителей, поездка по маршруту Цюрих-Лугано займет 1 час и 40 минут , а почти четырехчасовая дорога из Цюриха в Милан сократится до 2 часов 40 минут. Поезда смогут разогнаться в тоннеле до 250 километров в час, а пропускная способность участка будет равна 300 составам в сутки.
Следует отметить, что швейцарцы начали копать новый проход в горах вовсе не для того, чтобы войти в книгу рекордов Гиннеса по длине тоннеля (хотя все равно войдут). И не только для того, чтобы сократить время поездки из Цюриха в Милан.
Прежде всего их волнует вред, наносимый альпийским лугам теми 1,2 миллиона грузовиков и прочих автомобилей, ежегодно проезжающих по упомянутой трассе Е35,2. Известно, что и легковая машина, и груженая фура наносят больший экологический вред при поездках в горах - при движении вверх автомобиль тратит больше топлива и выбрасывает больше выхлопов. При движении вниз, напротив, у автомобилей возрастает нагрузка на тормоза, а пыль от стершихся элементов тормозной системы оказывает токсическое влияние на придорожную растительность. Оценив масштабы экологического бедствия для уникальной природы Швейцарских Альп, жители Швейцарии не пожалели ни денег, ни времени, чтобы спрятать транспортные потоки под землю. Как сказал AP один из ветеранов общественного движения в поддержку проекта Томас Бролли, швейцарцы очень любят свои Альпы. "Мы родились в горах, и все свободное время готовы проводить в горах. Поэтому проект по переносу всех этих перевозок под землю для нас очень важен", - сказал он.
На строительстве тоннеля заняты 2500 человек и две тоннелепроходческие машины (ТПМ), которым рабочие AlpTransit Gotthard AG дали сказочные швейцарские имена "Хайди" и "Зисси". Одна из них копает со скоростью 40 метров в день со стороны швейцарского города Эрстфельд, а другая углубилась в породу от местечка Бодио на итало-швейцарской границе. За 14 лет проходки строителями в горах было найдено месторождение полудрагоценных камней, откачаны подземные озера, а объем отработанной породы составил 13,3 миллиона кубометров, чего достаточно для возведения нескольких пирамид Хеопса. Все найденное и извлеченное наружу пойдет в дело: вода - в рыбофермы, обломки породы - на стройматериалы, а полудрагоценные камни - по назначению. Кстати, коллекцию из найденных в горе кристаллов пирита и кальцита один из рабочих уже разместил в музее города Зедорф.
Все расчетные и проектные работы по прокладке тоннеля под Сен-Готардским перевалом были закончены на государственном уровне в 1993 году. В 1996 начались первые взрывные работы, и тогда же впервые предварительная стоимость тоннеля была оценена в 13,6 миллиарда швейцарских франков. Летом 2010 года затраты пересчитали и выяснили, что стоимость проекта выросла до 18,7 миллиарда, а к окончанию работ может и вовсе составить 24 миллиарда франков из бюджета. Таким образом, каждому жителю Швейцарии тоннель обойдется в 1300 франков. Взамен они получат чистый воздух и нетоксичную траву для своих коров на сочных лугах. Швейцарцы понимают, что беречь природу всегда дешевле, чем ее потом покупать.
Хочется думать, что этот нехитрый принцип известен не только швейцарским властям, но и правительствам других стран.