Труба трубе Motorola закроет в России одно из подразделений по продаже мобильных

18 октября в российских СМИ появилась информация о том, что американская Motorola собирается закрыть свое представительство в России. Компания, в 2004 году ставшая лидером по продажам сотовых телефонов в России, теперь контролирует менее процента отечественного рынка. Впрочем, позднее в тот же день в Motorola опровергли информацию о закрытии российского офиса и пояснили, что работу прекращает только одно из подразделений, торговавшее мобильниками.

80 лет истории

Компания Motorola была основана в 1928 году, когда братья Пол и Джозеф Галвины зарегистрировали в Чикаго фирму Galvin Manufacturing Corporation. Первым продуктом семейной компании в том же году стал выпрямитель - устройство, позволявшее работающим на батареях радиоприемникам питаться от стандартных источников тока, проведенных в дома.

Через два года Galvin Manufacturing выпустила первый автомобильный радиоприемник под торговой маркой Motorola. Согласно истории самой компании, название бренда было придумано Полом Галвином и являлось сочетанием слов motor (автомобиль) и -ola ("звук", так заканчивалось название популярного тогда домашнего радиоприемника Victrola). В 1947 году Galvin Manufacturing была переименована в Motorola: к тому времени эта марка стала самой популярной среди выпускавшихся фирмой.

Motorola часто производила какие-то товары первой на рынке. В частности, в 1943 году фирмой была выпущена первая в мире портативная FM-радиостанция с двусторонней связью ("уоки-токи"), в 1956 году - первый в мире пейджер, а в 1983 году - первый в мире коммерческий портативный сотовый телефон, Motorola DynaTAC 8000X. Неважно, что весил он почти 800 граммов, стоил почти четыре тысячи долларов и по длине превышал 30 сантиметров, - новинка вызвала в США (а потом и в других странах) ажиотаж.

В 2000 году Motorola совместно с Cisco Systems, Inc. первыми в мире запустили для коммерческого использования сотовую сеть стандарта GPRS (General Packet Radio Service). Первым телефоном, который использовал указанный стандарт, стал Motorola Timeport P7389i.

Еще через четыре года компания выпустила ультратонкий телефон-"раскладушку" - RAZR V3 толщиной всего в 13,9 миллиметра. Благодаря этой модели в первой половине 2004 года Motorola стала лидером продаж в России. К концу того же года по доле российского рынка компания стала второй и вплотную приблизилась к Samsung - они занимали 22,7 и 23,1 процента соответственно.

RAZR V3 с двумя цветными экранами, встроенной фотокамерой и возможностью просмотра видео стал, по мнению потребителей, "прорывом" среди телефонов компании. Motorola также запустила ряд интересных рекламных роликов, в которых обыгрывалось название модели (RAZR произносится как английское "razor" - бритва"). Один из роликов можно, к примеру, посмотреть здесь.

На сегодняшний момент Motorola является одной из крупнейших в мире телекоммуникационных корпораций и входит в список крупнейших компаний в США Fortune 100. Капитализация Motorola на NYSE превышает 18,5 миллиардов долларов.

Сложности

Начиная с 2007 года компания начала терпеть убытки, в основном из-за потерь подразделения по производству мобильных телефонов. Если в 2006 году чистая прибыль Motorola достигла 3,4 миллиарда долларов, то на следующий год чистый убыток составил 49 миллионов. Спустя еще год чистый убыток превысил четыре миллиарда. К 2009 году Motorola удалось сократить убытки до 51 миллиона долларов.

При этом в 2007 году объем продаж мобильников Motorola снизился на 33 процента по сравнению с 2006 годом - до 19 миллиардов долларов. Параллельно компания стала терять долю на российском рынке: в 2007 году она занимала уже четвертое место. Сейчас доля Motorola на сотовом рынке России составляет менее одного процента. По данным Mobile Research Group, в 2010 году в стране, как ожидается, будет продано около 32 миллионов мобильных телефонов, из них под маркой Motorola - всего 160 тысяч.

В начале 2009 года компания решила уволить четыре тысячи человек, а до конца года - выделить свое подразделение по производству мобильников в отдельное предприятие. С начала 2010 года Motorola, сокращая расходы, уже закрыла офисы в Чехии, Венгрии, на Украине и в странах Северной Европы. Кроме того, на мировом рынке позиции компании за последние годы ухудшились, а ее доля сократилась в несколько раз.

Закроют - не закроют

Свое представительство в России Motorola открыла в 1993 году, а к 2006 году в нем работало уже около тысячи человек. Четыре года назад репутации компании существенно повредило разбирательство российских правоохранительных органов с сотовым ритейлером "Евросеть". Сотрудники МВД и ФСБ изъяли у "Евросети" 167,5 тысячи телефонов Motorola на общую сумму в 19 миллионов долларов. Как сообщало следствие, аппараты не были сертифицированы, хотя в самой Motorola это опровергали.

18 октября 2010 года деловые российские СМИ со ссылкой на участников рынка сообщили, что с начала 2011 года Motorola закроет свое российское представительство. Как писала газета "Коммерсант", эту информацию подтвердила глава представительства Елена Кузнецова.

Однако позднее в тот же день представители Motorola заявили "Лента.ру", что закрывается лишь одно из подразделений компании, торговавшее в России мобильными телефонами. Российское представительство Motorola по-прежнему функционирует, а компания будет и дальше продвигать программное обеспечение на российском рынке.

Что касается продаж телефонов, то газета "Ведомости" пишет, что Motorola, возможно, будет продавать телефоны через дистрибуторов. В пресс-службе самой компании подтвердили, что в настоящее время рассматривают "возможности непрямых поставок мобильных телефонов и аксессуаров" Motorola в Россию, а также пообещали, что "подробности будут доступны в ближайшие месяцы".

В общем, "мотороламанам" найти свои любимые модели телефонов труда не составит. К примеру, ультратонкие "бритвы" от Motorola на российском рынке можно приобрести и сейчас (имеются как минимум две модели - по цене 3600-4900 и 4800-5900 рублей). Остальным же, видимо, придется перейти на более распространенные и продвигаемые мобильники.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше