Администрация Сан-Франциско намерена запретить корпорации McDonald's продавать детям бургеры в комплекте с игрушками. По мнению властей города, рестораны быстрого питания с помощью подобных маркетинговых акций "заманивают" самых маленьких потребителей в свои сети, продавая им жирную и нездоровую пищу. Производители фастфуда возражают: власти города, указывают они, сами пытаются манипулировать потребителями.
В октябре 2010 года англоязычные СМИ и блоги поделились с читателями жутковатой историей. Некая дама, вегетарианка, приобрела в нью-йоркском McDonald's комплексный обед Happy Meal - гамбургер и картошку фри. В течение 180 дней эти продукты пролежали у нее на столе без каких-либо видимых изменений - ни плесени, ни гниения женщина, фотографировавшая гамбургер каждый день в течение 6 месяцев, не обнаружила.
На проведение такого эксперимента любознательную американку подвигла история другой женщины, утверждавшей в 2008 году, что она хранит гамбургер из McDonald's с 1996 года. Это, на секундочку, 12 лет (!). Еще одна дама держала у себя бургер в течение 4 лет и также никаких изменений не зафиксировала (впрочем, сотрудники "Ленты.ру", проводившие подобный эксперимент, утверждают, что еда из российского McDonald's все же гниет).
В ответ на эти заявления корпорация McDonald's довольно беспомощно отметила, что не может предоставить объяснение для нарушающего законы природы "феномена бессмертной еды", поскольку условия хранения бургеров устроившие эксперимент дамы не осветили. В компании также заявили, что бургеры McDonald's изготовлены из стопроцентной говядины с добавлением соли и перца и ничего другого не содержат. Тем не менее, удар по репутации гиганта был нанесен: у критиков "джанк-фуд" (нездоровой пищи) появился еще один повод записать McDonald's во враги общества.
В США против McDonald's вообще, как и обедов Happy Meal в частности, выступают не только сторонники здорового питания, но и поддерживающие их юристы. В ноябре в Сан-Франциско начался процесс, угрожающий корпорации многочисленными исками и убытками.
Совет попечителей города Сан-Франциско одобрил ограничения на продажу комплексных детских обедов, содержащих повышенное количество калорий. С декабря 2011 года рестораны сетей быстрого питания города, включая McDonald's с его Happy Meal, будут обязаны добавлять фрукты и овощи в подобные комбинации, если хотят по-прежнему продавать гамбургеры в комплекте с игрушками.
Компания McDonald's была основана в 1940 году братьями Диком и Маком Макдональдами. Сеть ресторанов корпорации представлена более чем в 100 странах мира. В настоящее время McDonald's является крупнейшей в мире сетью ресторанов быстрого питания.
Ожидается, что Совет попечителей Сан-Франциско формально одобрит запрет на Happy Meal и подобные продукты других сетей (Kid's Meal у Burger King) в ходе заседания во вторник, 9 ноября. Ранее Совет уже одобрил запрет во время предварительного голосования в начале ноября. Мэр города Гэвин Ньюсом обещал наложить вето на новый законопроект. Член Совета Эрик Мар, впрочем, уверен, что у его коллег - сторонников запрета достаточно голосов, чтобы преодолеть вето.
Согласно законопроекту, принятому Советом попечителей Сан-Франциско, McDonald's и другие рестораны быстрого питания до декабря 2011 года должны будут "улучшить" калорийность своих обедов (максимум 600 калорий), которые продаются вместе с игрушками, за счет добавления в них фруктов и овощей. Законопроект, как ожидается, затронет около 50 ресторанов быстрого питания Сан-Франциско, предлагающих покупателям приобрести обед с бесплатной игрушкой в комплекте.
Сан-Франциско станет первым крупным городом США, в котором будет запрещена подобная маркетинговая практика привлечения клиентов. Аналогичное распоряжение ранее было принято в округе в Калифорнии, где под запрет попали более 10 ресторанов.
Власти Сан-Франциско подают запрет под соусом борьбы с детским ожирением. Эрик Мар утверждает, что игрушки и другие подарки, которыми рестораны сопровождают еду с высоким содержанием жиров, сахара и калорий, являются в США основной причиной угрожающего роста числа детей с диагнозом "ожирение". По его словам, принятый Советом документ является "умеренным", подталкивая такие корпорации, как McDonald's, к более ответственному подходу к своим клиентам.
В McDonald's утверждают, что "чрезвычайно расстроены" решением властей Сан-Франциско. По мнению компании, запрет, одобренный Советом, не пользуется поддержкой горожан, для которых Happy Meal, прежде всего, - совместное развлечение детей и взрослых. В McDonald's уверены, что власти города обошли вниманием право родителей (и их же ответственность) выбирать то, что должны есть их дети. "Мы гордимся нашими обедами Happy Meal, которые дают нашим юным гостям еду и игрушки высочайшего качества", - говорится в заявлении компании. В ресторанной ассоциации Калифорнии также выступили против принятия данного закона, отметив, что он не столько направлен на борьбу с ожирением, сколько на привлечение внимания СМИ.
Решение властей Сан-Франциско ограничить свободу выбора потребителей критикуют не только McDonald's и Ко. Журналист Стивен Дабнер, соавтор нашумевшей книги "Фрикономика", интересуется в блоге, что еще намерен запретить город. Ранее власти Сан-Франциско, к примеру, уже отказали горожанам в праве сидеть и лежать на тротуарах города с 7 утра до 23 вечера, а также предлагали (безуспешно) запретить горожанам заводить любых домашних любимцев, за исключением рыб.
Газета USA Today приводит в пример выводы ученых из Йельского университета, в которых говорится, что лишь 12 из 3039 наименований продуктов ресторанов фастфуда подходили для детей дошкольного возраста, и всего 15 - для детей более старшего возраста. Но, полагает издание, запрещая игрушки в обедах Happy Meal, калорийность которых выходит за рамки закона, власти Сан-Франциско лишь пытаются с наскоку решить сложную проблему детского ожирения, выбирая для этого крайне неэффективный метод. Журналисты издания отмечают, что в McDonald's родители с детьми, прежде всего, ходят за дешевой едой. И будут продолжать ходить, даже если из ресторанов Сан-Франциско исчезнут все игрушки.
Тем временем власти Сан-Франциско готовятся к обороне, ожидая, что McDonald's попытается оспорить решение Совета в суде. Корпорация, как утверждают в Совете, уже наняла высокооплачиваемых юристов, которые пытались убедить Совет отказаться от принятия запрета. В Сан-Франциско игрушки в дополнение к завтракам предлагают McDonald's, Burger King и Subway, однако власти города отмечают, что McDonald's возглавляет "оппозицию" сетевых ресторанов.
К продукции McDonald's есть претензии и у других адвокатов здорового образа жизни. Летом 2010 года Научный центр защиты общественных интересов (Center for Science in the Public Interest), некоммерческая образовательная и правозащитная организация США, пригрозила засудить McDonald's, если корпорация не прекратит использовать игрушки в обедах Happy Meal. Сейчас этот иск оформляют юристы Центра.
На данный момент 15 процентов всех американских детей (до 30 процентов в отдельных штатах) страдают от разной степени ожирения , что приводит к развитию болезней сердечно-сосудистой системы, диабету и раку. Винят в сложившейся ситуации как систему питания в целом, так и производителей фастфуда в частности. Впрочем, производители быстрого питания указывают, что у властей города нет достаточных доказательств того, что именно еда из их ресторанов влечет за собой детское ожирение.
Впервые McDonald's вывел на американский рынок Happy Meal в 1979 году, продавая вкупе с гамбургерами различные игрушки. Сейчас игрушки Happy Meal тесно увязаны с маркетингом голливудских кинокартин, таких как "Шрек", "Трансформеры" и многих других.
Бизнес на детях уже давно стал частью индустрии питания в США. CBS приводит удручающую статистику из того же исследования Йельского университета. В 2009 году, утверждают ученые, дети в возрасте от 6 до 11 лет просмотрели на 26 процентов больше рекламы McDonald's, чем двумя годами ранее. В 2009 году общие расходы сетей быстрого питания на рекламу составили 4,2 миллиарда долларов.
The Daily Mail отмечает, что, по данным Федеральной торговой комиссии США, в 2006 году (последние доступные данные) продавцы фастфуда во главе с McDonald's потратили более 500 миллионов долларов на рекламу и игрушки, пропагандируя свою продукцию для детей. Общие рекламные расходы компаний, производящих продукты питания для детей, составили более 1,6 миллиарда долларов.
McDonald's рекламирует свою продукцию среди детей довольно агрессивно. 13 веб-сайтов компании посещают ежемесячно 365 тысяч детей и почти 300 тысяч тинэйджеров. Вот результат: 40 процентов детей в США просят родителей водить их в McDonald's каждую неделю, 15 процентов дошкольников - ежедневно. 84 процента родителей в США заявили, что они водили своих детей в рестораны быстрого питания хотя бы раз в неделю, предшествовавшую опросу.
Изменить эту ситуацию властям Сан-Франциско не удастся, даже если под запрет попадут любые комплексные обеды для детей. Ведь жителям города совсем не сложно будет получить Happy Meal и аналогичные продукты - стоит лишь выехать за пределы Сан-Франциско. Спрос, так или иначе, будет удовлетворен. Зато нервы McDonald's и прочим гигантам пищевой индустрии потрепать властям города удастся на славу.