Вечером 14 ноября был объявлен состав нового правительства Франции. Перестановки, которые были запланированы еще полгода назад, оказались вполне предсказуемыми. Новый кабинет министров должен подготовить страну к президентским выборам 2012 года. Именно предвыборными соображениями и руководствовался, формируя правительство, президент Николя Саркози.
О грядущих масштабных перестановках в правительстве Франции было впервые объявлено в марте 2010 года - после того, как правящая правоцентристская партия "Союза за народное движение" (UMP) с треском проиграла социалистам местные выборы. По горячим следам, однако, изменения в составе правительства внесли лишь косметические. Серьезных перестановок, предполагающих сокращение количества министерских портфелей и расширение полномочий ключевых ведомств, ждали не раньше сентября-октября.
Задержка, очевидно, была обусловлена необходимостью довести до конца пенсионную реформу - одно из главных преобразований, задуманных Николя Саркози. Вполне вероятно, что двухнедельное отставание от графика было вызвано волной беспрецедентных акций протеста, накрывшей страну в период обсуждения реформы. Кстати, разработкой плана непопулярных преобразований занимался министр труда Эрик Верт. Места в новом кабинете ему не нашлось.
На все про все ушло чуть меньше суток. Вечером в субботу премьер-министр Франсуа Фийон вручил президенту формальное прошение об отставке, а уже вечером воскресенья вновь вернулся в Матиньонский дворец в качестве хозяина. Несмотря на упорные слухи, что премьер будет заменен, этого не произошло. Фийон в третий раз возглавил правительство при президенте Саркози.
Новый кабинет действительно претерпел значительные изменения. Число министерских портфелей в нем сократилось с 37 до 31. В частности, было упразднено созданное Саркози министерство по делам иммиграции. Эти вопросы теперь будет решать министерство внутренних дел, главой которого остался Брис Ортфе (Brice Hortefeux).
Вообще, подавляющее большинство видных соратников Николя Саркози свои должности сохранили. Кристин Лагард (Christine Lagarde), например, осталась министром экономики – несмотря на то, что прославилась на весь мир, в 2008 году досрочно объявив об окончании финансового кризиса.
За исключением министра труда Эрика Верта, от перестановок пострадали редкие министры, придерживавшиеся левоцентристских взглядов. Своих постов лишились министр иностранных дел Бернар Кушнер и глава оборонного ведомства Эрве Морен (Herve Morin). Кроме того, из состава правительства вышел министр по проблемам энергетики и окружающей среды Жан-Луи Борлоо (Jean-Louis Borloo).
Например, Кушнер, бывший социалист, должен был импонировать соответствующей категории электората. Однако в результате на посту министра иностранных дел ему приходилось неоднократно публично критиковать действия Саркози. Во время нашумевшей истории с высылкой цыган министр принял решение выйти в отставку.
Эрве Морен, лидер партии Nouveau Centre ("Новый центр"), уходя, заявил, что не может оставаться в кабинете министров, который, по его словам, представляет собой даже не правительство, а предвыборный штаб партии UMP. По некоторым данным, в 2012 году Морен намеревается выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Франции.
Жан-Луи Борлоо - популярный политик-центрист, которому по итогам перестановок прочили место главы кабинета министров. Накануне объявления состава нового правительства он заявил, что отказался от места в кабинете, поскольку работа в правительстве Саркози перестала соответствовать его убеждениям.
Вероятно, от предложения стать премьер-министром Борлоо и не отказался бы, однако было очевидно, что избавиться от Франсуа Фийона не удастся. На волне недовольства реформами Саркози рейтинг президента находится сейчас на рекордно низком уровне в 30-35 процентов. Между тем, о доверии премьер-министру говорит почти 50 процентов населения. Более того, опросы показывают, что Фийон - едва ли не единственный представитель UMP, способный тягаться на президентских выборах с лидером социалистов Мартин Обри (Martine Aubry).
Новые назначения в правительство также отчетливо свидетельствуют о намерении расширить влияние UMP среди консервативно настроенного электората. На место Бернара Кушнера, например, была назначена Мишель Альо-Мари (Michele Alliot-Marie) - бывшая глава Минюста, известная правыми взглядами. Пост министра обороны и вовсе занял политик-ветеран Ален Жюппе (Alain Juppe), бывший премьер-министр Франции, в 1995 году ушедший в отставку - кстати, отчасти, из-за непопулярных попыток реформировать пенсионное законодательство.
Видимо, Николя Саркози решил оставить попытки объединить весь политический центр, переключившись на более радикальные категории электората. В частности, на избирателей "Народного фронта", который на весенних выборах в местные правящие советы показал неожиданно высокие результаты, набрав почти 9 процентов голосов.
Возможно, что продолжать заигрывание с левыми президенту не дали соратники по партии. Ближайшие полтора года во Франции пройдут под знаком подготовки к президентским выборам, и если шансы действующего главы государства на победу не улучшатся, UMP, постарается подобрать более жизнеспособного кандидата. Очевидно, что и в этом случае ориентироваться партия будет на наиболее консервативно настроенных избирателей.
Понятно, что слишком отчетливое тяготение к радикализму может сыграть с UMP злую шутку, значительно расширив круг потенциальных избирателей Мартин Обри. Однако выбор, очевидно, сделан. Удалив из правительства немногочисленных противников непопулярных реформ, Саркози окончательно лишил себя и свою партию возможности апеллировать к нескольким миллионам избирателей, выходивших на улицы в сентябре-октябре.