Олимпийские игры в Сочи могут стать переломным моментом для российской индустрии гражданских авиаперевозок. Олимпиада вынудит отечественную авиацию перестроиться под современные стандарты, - и прежде всего, значительно обновить свой устаревший летный парк. Задачу перевозок в ходе Игр взял на себя "Аэрофлот", который планирует закупить к Олимпиаде десятки новых самолетов, в том числе десятки Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) и Boeing 787 Dreamliner. Эти лайнеры должны стать авиационным "лицом" Олимпиады. Хотя данные самолеты выполняют совершенно разные функции, у них есть кое-что общее - сроки их поставок затянулись до неприличия.
15 декабря стало известно, что "Гражданские самолеты Сухого" наконец определились со временем предоставления "Аэрофлоту" SSJ-100. Крупнейший российский авиаперевозчик начнет распоряжаться новым российским среднемагистральным лайнером в марте, хотя еще раньше первый самолет получит армянская компания "Армавиа". Всего задержка по поставкам SSJ-100 "Аэрофлоту" составила уже 2 года и 4 месяца.
Первоначально SSJ-100 планировался к передаче "Аэрофлоту" еще в ноябре 2008 года. Однако этого так и не случилось - самолет задержался с сертификацией. Сроки поставок смещались многократно. Некоторое время производители уверяли, что лайнеры поступят в компанию до конца 2010 года, но этого так и не случилось.
В октябре перевозчик потерял терпение и пригрозил ГСС штрафными санкциями. Помимо многократного срыва сроков поставок, претензии также касались тренажеров и подготовленных пилотов. "Сухой" настаивал, что все-таки сдаст два самолета в эксплуатацию в 2010 году, но обещания не выполнил. Недаром вице-премьер Сергей Иванов заявил, что "мир не рухнет, и 'Аэрофлот' тоже", если авиаперевозчик получит свои самолеты в 2011 году.
Сейчас дата определена более-менее четко. Однако никто не может дать гарантий, что не возникнут очередные сложности. Хотя, конечно, едва ли это ожидание продлится до самой Олимпиады.
Всего "Аэрофлот" заказал у "Сухого" 30 Superjet. Предполагается, что к Играм все они уже будут на ходу. Максимальная дистанция, на которую могут летать эти лайнеры, составляет около 4500 километров. Таким образом, они смогут перевозить пассажиров по всей Европейской части России, а также Западной Сибири вплоть до Красноярска. Кроме того, Superjet сможет во время Олимпиады работать и на европейских маршрутах, прежде всего, на востоке континента.
Для более дальних перевозок "Аэрофлотом" во время Олимпиады будет использоваться новейший Boeing 787 Dreamliner ("Лайнер мечты"). Собственно, он настолько новейший, что, как и Superjet, никак не может поступить в эксплуатацию. История с затягиванием сроков поставок этого лайнера длится даже дольше. Первоначально планировалось, что авиакомпании начнут его получать еще в середине 2008 года.
Пару месяцев назад казалось, что вопрос уже решен, однако затем вновь возникли проблемы с двигателями, так что теперь раньше февраля 2011 года их ожидать не стоит.
Изначально предполагалось, что "Аэрофлот" закупит 22 "Лайнера мечты" - собственно, столько "твердых" заказов от российской авиакомпании уже есть в портфеле Boeing. Но предварительное соглашение было рассчитано на начало поставок в 2014 году, а между тем, официальному перевозчику Олимпиады необходимо "показать товар лицом" еще за несколько месяцев до ее начала.
Поэтому контракт был пересмотрен. От 22 лайнеров "Аэрофлот" решил не отказываться, но захотел получить четыре из них срочно. Кроме того, Россия получит еще 16 Boeing-777 (по 8 модификаций на 326 и 365 кресел). Срок их поставок составит с 2012 по 2017 годы, то есть несколько самолетов попадут в распоряжение "Аэрофлота" еще до сочинских Игр. "За все про все" "Аэрофлоту" придется заплатить около 5 миллиардов долларов - с учетом 20-процентной скидки, которую Boeing предоставил российской компании.
Таким образом, "Аэрофлот" существенно ускоряет обновление своего парка. Сможет ли он в полной мере обслужить сотни тысяч туристов, которые должны, по замыслу организаторов, прибыть в олимпийскую столицу, сказать сложно. Для российских путешественников это в любом случае в плюс, так как даст возможность летать на новых самолетах гораздо раньше, чем предполагалось. Другое дело, что пока неясно, как это скажется на тарифах крупнейшего авиаперевозчика.