Мишель Гондри когда-то был ударником французской группы Oui Oui и снимал для группы видеоклипы. Его ролики были такими изобретательными, что ими заинтересовалась Бьорк. Гондри сделал на песни исландской исполнительницы пару клипов, и процесс, что называется, пошел: к нему стали обращаться многие известные музыканты. Он сотрудничал с The Rolling Stones, Massive Attack и The Chemical Brothers. В 2001 году Гондри выпустил свой первый полнометражный фильм - комедию "Звериная натура".
Впрочем, любовь и признание широкой публики пришли к Гондри чуть позже - в 2004 году, когда на экраны вышла лента "Вечное сияние чистого разума". Картина собрала в прокате 72 миллиона долларов (в три с половиной раза больше суммы затраченных на работу над ней средств) и была отмечена "Оскаром" в номинации "Лучший оригинальный сценарий". Но это, разумеется, не главные ее заслуги. Куда важнее тот факт, что Гондри умудрился перенести на большой экран все те фишки, которые делают его клипы такими запоминающимися. Его метод всегда заключался в том, что он делал нарочито кустарные эффекты. Гондри совершенно не заботится, будут ли его работы выглядеть реалистично. Для него куда важнее, чтобы они получались неожиданными.
Еще одна интересная идея Гондри - пригласить на главные роли в "Вечном сиянии" неподходящих, на первый взгляд, актеров. К творчеству Джима Керри можно относиться как угодно, можно ценить его за, например, комедийный талант, но вот рассматривать его в качестве романтического героя до "Вечного сияния" было довольно сложно. Конечно, в карьере Керри были разные эпизоды. В конце 90-х он снялся в довольно нетипичных на фоне остальных своих работ "Шоу Трумана" и "Человеке на Луне", но все-таки именно Гондри умудрился увидеть (и показать) актера в каком-то совсем ином ракурсе. То же самое можно сказать и о Кейт Уинслет. Роли в "Титанике" и "Гамлете" - это замечательно, но взбалмошная Клементина из "Вечного сияния" определенно стала одной из самых ярких работ актрисы.
В своем следующем фильме ("Наука сна", 2006 год) Гондри вновь радостно использовал многочисленные самодельные спецэффекты. В качестве актеров на главные роли были приглашены Шарлотта Генсбур и Гаэль Гарсия Берналь. Играть им пришлось нетипичных влюбленных.
В комедии "Перемотка" 2008 года были заняты актер Джек Блэк, изображавший музыканта с амбициями в "Школе рока", и настоящий музыкант - рэпер Мос Деф. Гондри использовал их в качестве инструментов, с помощью которых наглядно показывал зрителей, как именно он снимает зрелищные фильмы, используя по большей части слепленные на коленке спецэффекты. То есть фильм стал для режиссера своего рода следующим шагом. Гондри не просто удивлял зрителей, а объяснял, как именно он это делает.
"Зеленый шершень", который выходит в российский прокат в начале февраля, тоже в каком-то смысле следующий шаг. Во-первых, Гондри впервые взялся за боевик. Во-вторых, режиссеру на этот раз выделили серьезный бюджет. 120 миллионов долларов - сумма, в два с лишним раза превышающая совокупный бюджет всех четырех предыдущих фильмов Мишеля. В связи с этим сразу возник вопрос: если в фильме будет много высокобюджетных взрывов, останется ли между ними место для Гондри?
Кроме того, Гондри изначально вообще не являлся режиссером "Зеленого шершня". До конца 2008 года эту должность занимал выходец из Гонконга Стивен Чоу. Он известен как режиссер картин с названиями в духе "Убойный футбол" и "Разборки в стиле кунг-фу", а также как актер, снявшийся в полусотне с лишним азиатских боевиков. Чоу был уволен из проекта в декабре 2008 года. Гондри занял режиссерское кресло в феврале 2009 года. С учетом всего вышесказанного судьба "Зеленого шершня" вызывала некоторые опасения.
Но все сложилось намного лучше, чем можно было представить. Жанр и бюджет обязывают Гондри взрывать в кадре разнообразные транспортные средства, но время от времени он делает то, что хочет. И, соответственно, то, что от типичного боевика в общем-то не ждут. В какой-то момент в кадре появляется сделанный в традиционной для Гондри манере (то есть вручную из картона и фанеры) город. Есть эпизод, в котором режиссер режет кадр примерно так, как он это делал в клипе Cibo Matto "Sugar Water". Иногда Мишель начинает множить экранные объекты примерно так, как он делал это в ролике на трек The Chemical Brothers "Let Forever Be". Кадр привычно захламлен всяким необязательным, но забавным барахлом. Хотите классического Гондри? Получите. Намереваетесь посмотреть боевик в традиционном смысле этого слова? Возможно, вам не сюда.
В США фильм "Зеленый шершень" в первый уикенд проката стал лидером по сборам. При этом отзывы критиков в большинстве своем оказались отрицательными. На сегодняшний день из всех фильмов режиссера именно "Шершень" обладает самыми низкими рейтингами на сайтах-агрегаторах рецензий Rotten Tomatoes и Metacritic (46 и 39 из 100, соответственно). Снимая свой первый боевик, Гондри наплевал на законы жанра, чем, видимо, и вызвал недовольство. Хочется верить, что и к отзывам критиков он тоже отнесется наплевательски. И продолжит снимать фильмы так, как нравится в первую очередь ему самому.