Вылетел из авиации Почему президент РФ уволил главу ОАК

Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации объявил об увольнении руководителя "Объединенной авиастроительной корпорации" Алексея Федорова. Формально он был уволен за невыполнение инновационных программ. Эта мотивировка показалась журналистам весьма неконкретной, и они начали искать другие объяснения. И нашли массу интересного.

Федоров vs Медведев

Источники деловых СМИ заявляют, что слухи о возможной отставке Алексея Федорова начали ходить в конце января. Но даже с учетом этих слухов отставка выглядела неожиданной: в ближайший месяц ОАК предстоит отправить заказчикам первые самолеты Sukhoi Superjet, свое главное гражданское детище. В таких условиях любой информационный шум, отвлекающий от SSJ-100, был бы крайне нежелателен.

Тем более что новость об отставке Федорова оказалась какой-то уж чересчур странной. Начать хотя бы с того, что решение президента Дмитрия Медведева объявил его помощник Аркадий Дворкович - сам президент пока отставку не прокомментировал. Дворкович же сообщил журналистам новость, выйдя с заседания правительственной комиссии по модернизации, то есть собрания, мало располагающего к столь судьбоносным для авиационной отрасли России решениям.

Повод для увольнения тоже показался журналистам сверхподозрительным. Медведев, а вместе с ним и Дворкович, упрекнули Федорова в срыве "инновационных программ" госкорпорации. Таким образом, увольнение главы ОАК стало исполнением угрозы Медведева: 31 января утром президент обещал кадровые перестановки в компаниях, не выделяющих средства на финансирование программ инноваций и НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

Ил-76МФ. Фото с сайта avid.ru

Ил-76МФ. Фото с сайта avid.ru

Lenta.ru

При всем уважении к модернизации и инновациям у авиастроительной компании насущные задачи сейчас совсем другие: доставка заказчикам Superjet, "догонка" истребителя пятого поколения, а также вывод многих авиационных предприятий России из предбанкротного состояния. Со всем этим Федоров худо-бедно справлялся.

Из-за этих странностей журналисты начали искать "подводные камни" в отставке Федорова. Лучше всех с этим делом справилась газета "Коммерсант". Она обнаружила, что конфликт между Федоровым и Медведевым возник еще в конце 2010 года.

Началось все, если верить "Коммерсанту", с того, что администрации президента был передан самолет Ту-214ПУ. В ходе первого же полета в некоторых системах лайнера обнаружились неполадки. Медведев оказался этим недоволен, но ответственность за Ту-214 решили возложить не на Федорова, а на генерального конструктора "Туполева" Игоря Шевчука. 29 декабря он был освобожден от занимаемой должности, а 6 января умер от острой сердечной недостаточности в возрасте 57 лет.

Если в истории с Ту-214 Федорову удалось избежать наказания, то в январе он все же вызвал гнев Медведева, причем вовсе не за собственные огрехи. По данным "Коммерсанта", в ходе визита президента в Иорданию Медведева упрекнули в том, что Россия не выполнила контракт на поставку двух самолетов Ил-76МФ. Контракт был заключен еще в 2009 году во время авиасалона МАКС, но лайнеры до Иордании так и не долетели.

Поставлять самолеты в Иорданию должно было Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова, находящееся в Узбекистане. В 2009 году ожидалось, что это предприятие войдет в ОАК, но в итоге сделка сорвалась. Таким образом, ответственность за срыв контракта лежит именно на узбекском заводе, но никак не на ОАК. Тем не менее, единственным представителем авиационного бизнеса, который сопровождал Медведева в его ближневосточном турне, оказался Федоров. Он, как говорится, и попал под раздачу.

Федоров vs Погосян

Даже если взять на веру историю, изложенную "Коммерсантом", то все-таки стоит помнить, что отставки и назначения в таких крупных корпорациях, как ОАК - это, как правило, отголоски многомесячной (если не многолетней) борьбы за сферы влияния внутри самой корпорации. В случае с ОАК это действительно так: и подтверждает данный тезис не столько отставка Федорова, сколько назначение на его должность Михаила Погосяна.

Михаил Погосян. Фото

Михаил Погосян. Фото "Ленты.Ру"

Lenta.ru

Федоров и Погосян - две главные фигуры российского авиационного бизнеса. Федоров успел побывать на руководящих должностях в "Сухом, в "МиГе", в "Иркуте", менеджер пользовался (или пользуется) благосклонностью руководителя "Ростехнологий" Сергея Чемезова, которого, в свою очередь, считают фигурой, близкой к Владимиру Путину. С Погосяном же связаны главные надежды российского авиапрома: он стоит во главе корпорации "Сухой", которая разрабатывает и истребитель пятого поколения, и все тот же Superjet.

Неудивительно, что при формировании ОАК Погоcян и Федоров заняли руководящие должности в госкорпорации. Федоров ее возглавил, а Погосян стал вице-президентом ОАК, к тому же получив возможность руководить не только "Сухим", но и "МиГом".

Как складывались отношения двух "звезд" авиарынка внутри ОАК, неизвестно. По разным косвенным признакам, дела у них шли не очень: например, на авиасалоне МАКС-2009 Погосян и Федоров называли разные даты начала поставок на рынок Superjet: как объяснить это, кроме как отсутствием координации?

Уже в 2011 году "Газета.Ру" со ссылкой на анонимные источники писала, что различные группировки в руководстве ОАК "не смогли сработаться даже на уровне своевременного обмена информацией". Отчасти подтвердила тезис о противоборстве Погосяна и Федорова газета "Ведомости": она написала, что Федоров и Погосян по-разному смотрели на будущее гражданской авиации - один продвигал проекты Ан-148 и МС-21, второй раз за разом выбивал из государства деньги на Superjet.

Что дальше?

В истории с отставкой Федорова пока очень много непонятного. Процедура отставки займет еще некоторое время, в ходе которого могут выясниться новые подробности. Например, отставку прокомментирует сам Федоров: пока он с журналистами не общается.

Неизвестно, и что будет делать Федоров после увольнения. С одной стороны, специалист такого уровня вряд ли останется без дела. С другой, всю свою жизнь Федоров работал исключительно в авиации. Это значит, что искать работу в иной отрасли ему будет сложно, а в авиации сейчас практически все завязано на ОАК. Работать же в самой госкорпорации Федоров вряд ли останется - особенно если учесть его возможный конфликт с Погосяном.

Еще большее количество вопросов вызывает будущее ОАК. На авиационных форумах уже появились версии, что отставка приведет к реформе и самой госкорпорации. Варианты называются разные: от деления ОАК на две части (военную и гражданскую) по образцу американской Boeing до перепрофилирования всей госкорпорации под определенные виды самолетов, которые близки "Сухому". Кроме того, совершенно очевидно, что назначение Погосяна в контексте выхода Superjet на рынки будет смотреться весьма выгодно: повышение менеджера в глазах лидеров авиакомпаний может свидетельствовать об успешности нового лайнера.

Понятно, что пока все эти высказывания необходимо относить к разряду домыслов или, в лучшем случае, слухов. Однако вряд ли ОАК при Погосяне останется неизменной. К 2025 году Россия, согласно планам правительства, должна занять 10-12 процентов рынка гражданских самолетов. Срок этот не так далек, как кажется, и Погосяну придется приложить немало усилий, чтобы достичь этих показателей.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше