Демократическое большинство в Сенате не позволило республиканцам отправить на пересмотр реформу здравоохранения Барака Обамы. Соответствующий законопроект, ранее проведенный Республиканской партией через подконтрольную ей Палату представителей, был отклонен верхней палатой Конгресса. Республиканцы не собираются сдаваться и обещают продолжить борьбу против реформы.
Для начала об очередном "здравоохранительном" демарше республиканцев. В январе в Палату представителей с их подачи был введен законопроект, отменяющий реформу здравоохранения, которую с таким трудом весной 2010 года провел через Конгресс президент Барак Обама.
Нижняя палата законодательного органа США, где республиканцы превосходят демократов на 49 голосов, инициативу Великой старой партии поддержала. Причем на сторону республиканцев встали трое демократов. Документ был отправлен на рассмотрение в Сенат.
Голосование в верхней палате, все еще контролируемой Демократической партией, обошлось без сюрпризов: против отмены закона проголосовал 51 сенатор, а за - 47. Для того чтобы дать ход документу, Республиканской партии было необходимо заручиться поддержкой как минимум 60 сенаторов.
Разница, на первый взгляд, невелика. Может показаться, что республиканцам едва не удалось "убить" вымученную Обамой реформу. Однако на деле противники реформы если и приблизились к своей цели, то лишь на пару шажков. На случай непредвиденной ситуации (например, если бы кто-то из демократов неожиданно решил поддержать начинание политических конкурентов) у поборников реформы был решающий козырь - право вето президента Обамы. А он, будучи главным инициатором реформы, грозил воспользоваться им без лишних раздумий.
Впрочем, несмотря на очередную неудачу, республиканцы не намерены отступать. Например, сенатор-республиканец Джон Корнин заявил, что его партия только в начале пути, а борьба против реформы выйдет на финишную прямую в 2012 году. Намек законодателя из Техаса, упомянувшего в своей речи год следующих президентских выборов, поняли все.
Уже сейчас республиканцы оспаривают реформу здравоохранения не только на законодательном, но и на юридическом уровне. Подвижки на этом фронте у них уже есть - суды в Вирджинии и во Флориде признали закон Обамы противоречащим конституции. Причем если суд в Вирджинии смутили лишь несколько пунктов реформы, то во Флориде этим не ограничились - местный судья Роджер Винсон потребовал лишить документ юридической силы и пересмотреть весь закон целиком.
Тем не менее решающее слово - за Верховным судом. Если он сочтет закон неконституционным, то демократам будет о чем задуматься. Пока что волноваться формально правящей партии не о чем. Ведь такой расклад маловероятен, учитывая, что решения против реформы здравоохранения принимали суды Вирджинии и Флориды - республиканских штатов, где политику диктует именно Великая старая партия. В высшей судебной инстанции заведомо благосклонного отношения к своим политическим взглядам республиканцам ждать не приходится.
Как было
Основным пунктом любой современной системы здравоохранения является медицинская страховка. В США за здоровье граждан отвечают частные страховые компании, услуги которых может позволить себе далеко не каждый житель страны. Частные страховщики до сих пор с трудом поддавались регулированию и потому порой устанавливали откровенно грабительские тарифы.
Работающих американцев через те же страховые компании обеспечивают страховкой их работодатели. На деле же охват корпоративных страховок ничтожно мал. Нередко случается, что уже после обращения в медицинское учреждение человек узнает, что в его страховой план не входит то или иное медицинское обслуживание. В итоге обладателю страховки приходится влезать в долги, чтобы оплатить оказанные услуги. Более того, многим американцам и вовсе отказывают в оформлении рабочей страховки из-за наличия у них хронических заболеваний.
Поддержку государства в деле медицинского страхования ощущают только малоимущие американцы, ветераны боевых действий и пенсионеры, причем далеко не все и не всегда. Для них действуют соответствующие программы - например, Medicaid для бедных и Medicare для людей в возрасте от 65 лет и старше. Однако для страхования в рамках этих программ претенденту необходимо соответствовать ряду требований. Те же, кто требованиям не удовлетворяют, государственной страховки лишены.
Как должно стать
Реформа здравоохранения Обамы состоит из двух документов - это сам основополагающий закон (Patient Protection and Affordable Care Act) и дополняющие его поправки (собранные в документе под названием Health Care and Education Reconciliation Act).
Основная цель рассчитанной на десять лет реформы - обеспечить страховкой почти 50 миллионов граждан США, у которых сейчас ее нет. Для достижения этой цели в законе Обамы предусмотрено несколько механизмов, некоторые из которых начали действовать уже с первого года вступления документа в силу.
Так, отныне страховым компаниям запрещено расторгать договор с клиентами, у которых обнаружилось тяжелое заболевание. Эта практика была широко распространена раньше - компании, не желая оплачивать дорогостоящее лечение пациента, расторгали контракт под надуманными предлогами. Кроме того, страховщикам теперь запрещено отказывать клиентам в возмещении расходов на основании половой принадлежности или имеющихся хронических заболеваний.
Работодателям отныне придется в обязательном порядке обеспечивать страхование сотрудников. В противном случае им грозят крупные штрафы.
Расширено будет и покрытие уже действующих государственных программ в области здравоохранения. Тот же Medicaid пополнится 16 миллионами новых "подписчиков" - теперь на участие в программе смогут претендовать и семьи с доходом на уровне прожиточного минимума (около 22 тысяч долларов для семьи из четырех человек в минувшем году) или даже больше. А пенсионеров - участников программы Medicare ожидают дополнительные льготы и субсидии, в том числе на покупку дорогостоящих препаратов.
Реформа обязывает всех граждан США обзавестись медицинской страховкой к 2014 году. Не застрахован - плати штраф (почти 700 долларов в год, а потом и еще больше). К слову, именно этот пункт лежал в основе судебных разбирательств в Вирджинии и Флориде. По мнению противников реформы, конгрессмены перегнули палку, поставив американцев перед выбором - страховка или штраф.
Доводы критиков
Многие скептики уверены, что своей реформой Обама наращивает государственное присутствие в области здравоохранения. Однако если вдуматься, речи об этом не идет. Основная масса американцев по-прежнему будет страховаться в частных компаниях, тогда как государственные программы хоть и будут расширены, но все же останутся уделом относительно небольшой доли населения.
Немалый объем критики сосредоточен вокруг бюджетных средств, которые планируется расходовать на реформирование системы здравоохранения. А это, как уже сообщалось, чуть ли не триллион долларов. Понятно, что эта астрономическая сумма не дает покоя тем же республиканцам, которые традиционно не согласны с демократами в бюджетных вопросах. По мнению представителей Республиканской партии, реформа Обамы чересчур затратна и не оправдывает средств, вкладываемых в нее.
Кроме того, зажиточные американцы будут облагаться дополнительным налогом, выплаты от которого пойдут на субсидирование страховок для малоимущих и пенсионеров. Ожидается, что за счет этого удастся выручить свыше 210 миллиардов долларов для реализации реформы. Разумеется, не всем обеспеченным домохозяйствам США придется по нраву такой расклад. Для республиканцев, позиционирующих себя как партию борцов за снижение налогов, такие меры и вовсе неприемлемы.
Однако сторонники реформы приводят контраргументы. По планам экономистов из Белого дома, в долгосрочной перспективе новая система здравоохранения позволит бюджету сэкономить значительные суммы. Прогнозируется, что за первые десять лет за счет оптимизации расходов на уже действующие государственные здравоохранительные программы и тех же налогов бюджетный дефицит США сократится на 143 миллиарда долларов.
Вопрос доверия
Казалось бы, демократическая администрация Обамы идет в правильном направлении, пытаясь решить едва ли не самую насущную внутриполитическую проблему Америки. Однако долгожданные законодательные изменения по определению не могут быть однозначными. Не стала исключением и реформа здравоохранения, идею которой вынашивал последний десяток американских президентов.
Очевидно, что от исхода реформы зависит политическое будущее Барака Обамы, который через своих помощников дал понять, что намерен баллотироваться на второй срок. В последние недели доверие избирателей к первому чернокожему президенту ощутимо выросло. Поползли вверх и рейтинги 44-го президента США.
Однако провал реформы здравоохранения - ключевого предвыборного обещания Обамы в 2008 году - перечеркнет все его старания и практически наверняка лишит шансов на переизбрание. В случае же успеха Обама вправе всерьез рассчитывать на то, чтобы остаться у власти еще на четыре года.