Режиссер Даррен Аронофски, кажется, имеет четкие представления о том, как именно должна строиться его карьера. Начав в 1998 году с малобюджетного математического триллера, он за 12 лет работы снял всего пять фильмов, зато дорос до многомиллионных сборов и пяти номинаций на "Оскар" за один фильм.
Согласно некоторым источникам, первый свой полнометражный фильм "Пи" Аронофски снял на пожертвования, поступившие от родни и друзей. Все инвесторы внесли по 100 долларов. Каждому Даррен пообещал, что вернет по 150 долларов, если проект окажется успешным с финансовой точки зрения. Это, конечно, симпатичная легенда, но бюджет фильма "Пи" составил в общей сложности 60 тысяч долларов. То есть либо у Аронофски оказалось какое-то невероятно число родственников и приятелей, либо он проделал некие хитрые манипуляции с цифрами. В принципе, последнее вполне соответствует сюжету самого фильма "Пи".
Главным героем дебютного фильма Аронофски является талантливый математик Макс Коэн, считающий, что суть всех вещей заложена в цифрах и формулах. Чем ближе он подходит к пониманию этой самой сути, тем хуже становится его общее самочувствие. Историю сходящего с ума математика тепло встретили на фестивале независимого кино "Сандэнс". Аронофски был признан лучшим режиссером, а права на прокат картины были проданы за миллион долларов. Фильм собрал в кинотеатрах более трех миллионов долларов. Видимо, Даррену пришлось-таки возвращать своим кредиторам позаимствованные суммы.
Впрочем, у Аронофски не было поводов для беспокойства. Его второй фильм "Реквием по мечте" собрал более семи миллионов долларов и получил номинацию на премию Американской киноакадемии. Картина "Фонтан" заработала почти 16 миллионов. "Рестлер" принес 44 с лишним миллиона и еще две номинации на "Оскар". То есть тенденции роста налицо. Новая картина Аронфски "Черный лебедь" в сложившуюся схему вполне укладывается. Лента уже успела собрать более 140 миллионов долларов - при том, что в России, например, она до сих пор не вышла в прокат. А между тем именно отечественные зрители могут встретить фильм теплее чем кто-либо, ведь "Лебединое озеро" Чайковского - это наше национальное достояние. Ну и о приближающемся "Оскаре" забывать не стоит. Лента претендует на пять премий, в том числе и на самую главную, в номинации "Фильм года". А это, разумеется, подогревает интерес.
В "Черном лебеде" речь идет о молодой балерине Нине (Натали Портман). После того, как приму Бет (Вайнона Райдер, которой в фильме, к сожалению, крайне мало) выставляют из театра из-за возраста, у Нины появляются шансы стать следующей звездой. Она готовится к роли Королевы лебедей в новой и вроде как крайне смелой версии "Лебединого озера". Образ Одетты (белого лебедя) дается ей достаточно легко, но для Одилии (черного лебедя) девушка недостаточно раскованна и эмоциональна. Отчасти это, видимо, связано с тем, что Нина до сих пор живет с матерью - балериной, у которой карьера не сложилась. Мать не только опекает, но и допекает девушку своим неусыпным контролем. Ситуация еще усложняется, когда в труппе появляется новая танцовщица Лили (Мила Кунис). Она-то как раз является прирожденной Одилией - то есть практически полностью лишена комплексов и поступает, как считает нужным. Например, лопает по вечерам бургеры, чего балеринам, вообще говоря, делать не полагается. От общего напряжения Нина начинает сходить с ума - в буквальном смысле.
В общем, это практически все. "Черный лебедь" - это герметичный фильм, в который не проникает ничего стороннего. События развиваются у Нины дома (в комнате девушки полно розовых плюшевых зверушек, в комнате матери висят странноватые портреты, нарисованные неудавшейся балериной) и в театре. В одном эпизоде фигурирует бар, еще раз мельком показывают нью-йоркскую подземку. Аронофски будто бы сознательно отталкивает зрителей. В его фильме нет практически ничего, что могло бы вызвать какие-либо ассоциации или привлечь внимание среднестатистического посетителя кинотеатра.
Можно было бы попытаться свалить вину на сценаристов. "Черный лебедь" - второй после "Рестлера" фильм Даррена, сценарий к которому написал не он сам. Однако создается ощущение, что сам Аронофски предпочитает не размениваться на пустяки. Отношения между Ниной и матерью для него, видимо, являются второстепенным элементом, так что незачем их развивать. Взаимодействие между главной героиней и Лили настолько поверхностны, что их не назовешь ни конфликтом, ни конкуренцией, ни дружбой - пару раз повздорили, один раз вместе напились, вот и все. О принципиально новой постановке "Лебединого озера" тоже ничего не сообщается. Балетмейстер Тома (Венсан Кассель) работает над оригинальной версией "Лебединого озера", категорически отличающейся от всех предыдущих. Зрителю предлагается поверить в это на слово. И действительно, почему бы не поверить? Все равно этот самый зритель в большинстве своем в балете не разбирается.
Да и вообще, фильм-то не о балете, а о безумии одного-единственного человека. Аронофски крайне внимательно наблюдает за своей героиней. Ему очень интересно, какие именно группы мышц Нины-Натали напрягаются, когда она разводит руки во время тренировок, как кровоточат ее пальцы, как поры на коже чернеют и из них начинают лезть перья. Безумие вызывает у Даррена любопытство, а разбираться, откуда оно взялось, ему не очень хочется. Нину свело с ума стремление к совершенству, и хватит уже о причинах.
В общем, это, конечно, право Аронофски - говорить исключительно о том, что интересует его самого. Тем более что на выходе получается вполне качественный с технической точки зрения продукт. Сцена превращения Нины в лебедя выглядит впечатляюще, галлюцинации Нины пугают, сама Портман старается изо всех сил (и вполне справляется). Другое дело, что сопереживать сумасшедшему, о жизни которого нам практически ничего не известно, довольно сложно.
И, наконец, когда автор заставляет героиню сообщить зрителям, что она познала совершенство, можно предположить две вещи. Либо этот автор так проявляет свое чувство юмора, либо считает, что сам с совершенством на короткой ноге. После просмотра "Черного лебедя" складывается ощущение, что Аронофски убийственно серьезен.