Один из самых известных и авторитетных немецких журналов "Шпигель" посвятил свой последний февральский номер другому известному немецкому изданию - бульварной газете "Бильд". Номер стал своеобразным объявлением войны. На обложке "Шпигеля" изображен логотип "Бильд" (белые буквы на красном фоне), выполненный в виде сотен спичечных головок, и стоит заголовок "Поджигатель". Именно так в "Шпигеле" расценивают роль газеты, которая для освещения политических событий прибегает к демагогии в духе правого популизма.
Атака Spiegel (нем. "зеркало") на Bild ("картина") многим может показаться весьма неожиданной и немного непонятной. Однако это не так. Журнал давно копил претензии к таблоиду. Как сообщает Tagesspiegel, его удерживала лишь история с двумя журналистами Bild am Sonntag, которые были арестованы в Иране и, проведя несколько месяцев в иранской тюрьме, смогли вернуться на родину только в конце февраля. В такой ситуации выступать с острой критикой в адрес коллег по цеху было бы неэтично. Собственно поводом для нападения стала позиция "Бильда" в ходе скандала вокруг министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга, который, как оказалось, списал чуть ли не треть своей кандидатской диссертации из других источников.
"Бильд" открыто встал на защиту министра, пытаясь минимизировать негативные последствия скандала. "Министр - тоже человек", "Плевать на ученую степень!" и другие подобного рода высказывания активно распространялись таблоидом. Газета провела телефонный опрос среди своих читателей, по итогам которого большинство респондентов - 87 процентов - высказались за то, что диссертация - диссертацией, списывание - бог с ним, а вот министр обороны цу Гуттенберг хороший - значит, таким и должен остаться. Результаты опроса под заголовком "Да, мы за цу Гуттенберга!" появились на первой страницы газеты. Одновременно был проведен онлайн-опрос на сайте bild.de. Однако посетители сайта большинством голосов высказались за отставку цу Гуттенберга. Редакция поспешила убрать "неудобный" опрос с сайта. Это не осталось незамеченным. В итоге опрос вернули на место, но осадок, разумеется, остался.
В принципе, все могло бы остаться и без последствий: в конце концов, от ошибок, порой чрезвычайно досадных, не застрахована никакая редакция. Однако в случае с "Бильдом" все несколько иначе. "Бильд" самая тиражная газета не только Германии, но и всей Европы. На "Бильд" трудятся 800 журналистов, не считая сотен читателей-репортеров, ежедневно газету читают 12 миллионов человек, она насчитывает 27 региональных изданий, и по этим показателям сравниться с ней не может никто. При этом "Бильд" не просто таблоид. Помимо бульварных тем - "скандалы, интриги расследования", газета активно пишет о политике. Разоблачения и "сливы", за которыми следует обрушение блестящих карьер, зачастую появляются именно в "Бильде".
К примеру, именно "Бильд" раскопал историю об авиаударе самолетов НАТО по двум бензовозам в провинции Кундуз, в результате которого погибли десятки мирных афганцев. В итоге, своих постов лишились министр Франц-Йозеф Юнг, генерал-инспектор Вольфганг Шайдерхан и государственный секретарь Петер Вихерт. Именно "Бильд", а также его сегодняшний критик "Шпигель", первыми напечатали выдержки из книги Тило Саррацина "Германия - самоликвидация", которая всколыхнула общественное мнение и привела к тому, что тема миграции и интеграции прочно заняла одно из центральных мест в немецкой политике. Примеров множество. Подобная осведомленность плюс широкая читательская аудитория привели к тому, что "Бильд" стал важным фактором общественной и политической жизни ФРГ.
Главный редактор "Бильда" Кай Дикманн в этой связи активно цитирует высказывания одного из противников газеты, левого политика Клауса Штека: "Проблема в том, что "Бильду" удалось добиться неоспоримого лидерства в том, что касается влияния на общественное мнение". Однако, по мнению журналистов "Шпигеля", проблема еще и в том, как это влияние осуществляется. Перенесение методов бульварной журналистики на освещение политических событий имеет довольно печальные последствия. Напечатанные огромным шрифтом броские и бойкие заголовки, доступные тексты, от которых отсечено "лишнее" - все это нацелено, в первую очередь, на то, чтобы возбудить читателя бульварной прессы. В итоге, у него формируется четкое мнение по наиболее актуальным поводам, но без понимания сути вопроса.
В качестве примера "Шпигель" приводит освещение "Бильдом" финансового и экономического кризиса в Греции. Вот заголовки и цитаты: "Увлечет ли Греция немецкие банки за собой в банкротство?", "Греки бастуют и бастуют, вместо того чтобы экономить", "Так греки прожигают евро", "Никаких денег Греции!", "Вы от нас ничего не получите!", "Почему мы должны оплачивать грекам их роскошные пенсии?", "Греки-банкроты, продайте-ка лучше ваши острова и Акрополь заодно", "Госпожа канцлер, отстаивайте свое нет". "В результате этой кампании, - отмечает "Шпигель", - создается образ народа, который все время бастует, утром спит допоздна, живет за счет других и коррумпирован до мозга до костей. Это что, журнализм или кабаре?"
В схожем ключе "Бильд" сообщал о повышении социального пособия Harzt-IV: "Горькая правда о мигрантах и Hartz-IV. 90 процентов ливанцев и 26 процентов турок получают у нас помощь государства". Подобные публикации вполне подходят для людей не особенно далеких, не особенно довольных, любителей правды-матки, которая, по их мнению, всегда доступна, всегда проста, всегда одна и всегда на их стороне. Типичный читатель "Бильда" по версии "Шпигеля", таков: "Не молод, недостаточно образован, с низким доходом. Он скорее консервативен, терпеть не может единую Европу, не желает иметь ничего общего с иностранцами, боится глобализации и не ходит на выборы".
Материалы "Бильд" разжигают у таких читателей затаенные обиды, мелкую зависть. Тем самым "Бильд", как отмечает Шпигель, фактически занимается правым популизмом, взяв на себя роль пока еще отсутствующей в Германии правопопулистской партии (подобной Народной партии, созданной в Австрии Йоргом Хайдером), о возможном появлении которой в последнее время с обеспокоенностью говорят многие немецкие политологи. С учетом аудитории "Бильда", есть о чем задуматься. При этом многие немецкие политики, опасаясь скандальных разоблачений в таблоиде, предпочитают сохранять с "Бильдом" добрые отношения, а некоторые, как, например, тот же Карл-Теодор цу Гуттенберг, извлекают даже немалую пользу от дружбы с газетой. Таблоид - удобное политическое оружие нападения и защиты. Даже Меркель предпочитает сохранять с "Бильд" ровные отношения.
Главная проблема, по мнению журналистов "Шпигеля", заключается в том, что бульварная газета, ранее довольствовавшаяся имиджем хулигана в ряду немецких СМИ, усилиями своего шеф-редактора Кая Дикмана и председателя правления компании "Аксель Шпрингер" Маттиса Допнефнера пытается взять на себя роль качественного издания. "Бильд" теперь претендует на то, чтобы отражать интересы не маргинальных групп, а среднего немца. На упреки в свой адрес Дикман отвечает примерами из других газет и журналов, в том числе и самого "Шпигеля", которые также не чураются "бульварщины", чтобы привлечь читателей. "Бульвар - это живая улица, - заявил Дикман "Шпигелю". - Мы - газета для людей на улице, а не только для элиты с ее хорошим вкусом". Поэтому и победитель в противостоянии "Шпигель" - "Бильд" пока еще совершенно не ясен.