5 марта рядом с деревней Гарбузово Белгородской области разбился пассажирский самолет Ан-148, который предназначался ВВС Мьянмы. Российские пилоты учили двоих своих коллег из страны-заказчика управлять самолетом. В результате крушения погибли все шесть человек, находившиеся на борту. Причины катастрофы официально не называются. Неофициально говорят о недопонимании между российскими и бирманскими летчиками.
Самолет Ан-148-100Е с бортовым номером 61708 пропал с радаров в 10:40. Он совершал учебный полет по маршруту Воронеж - Рогачевка - Лиски - Россошь - Гредякино - Острогожск - Воронеж. На борту находились шесть человек, в том числе двое пилотов из Мьянмы. Российские летчики должны были научить бирманцев управлять произведенным в России самолетом. По некоторым данным, в момент катастрофы как минимум за одним из штурвалов находился бирманец.
С земли падение самолета хорошо разглядели жители деревни Гарбузово, рядом с которой и рухнула машина. По словам местного жителя Владимира Важинского, которого цитировали все российские информагентства, громадная машина пронеслась над домами и рухнула в чьем-то огороде. Очевидец утверждает, что падал горящий самолет уже без одного крыла и хвоста. Жертв на земле удалось избежать чудом. Если бы самолет упал на школу, где в тот момент проходил утренник, погибло бы полдеревни.
Через некоторое время после падения лайнер взорвался. Как выяснилось впоследствии, взорвался один бак с горючим. Однако еще до взрыва двое местных жителей - Владимир Коровский и Александр Мамаладзе - успели вытащить из кабины уже мертвых пилотов. После этого к месту крушения подоспели спасатели. В МЧС сообщение о падении самолета поступило в 10:56, а через 18 минут они уже прибыли на место и приступили к тушению обломков. Следом за пожарными приехали следователи. СК РФ возбудил уголовное дело по статье по части 3 статьи 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек").
В середине дня 5 марта был обнародован список погибших. В момент крушения на борту находились командир экипажа Юрий Зубрицкий, штурман Владимир Ясько, бортовой инженер-испытатель Александр Королев, ведущий инженер по летным испытаниям Анатолий Самошкин, а также два пилота из Мьянмы - Тейн Лин Аунг и Зау Хтун Аунг.
Что могло привести к катастрофе, пока официально не говорят и наверняка не скажут до окончания расследования, которым занимается специальная комиссия под руководством заместителя министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Специалисты уже расшифровывают "черные ящики" упавшего Ан-148. На месте крушения были найдены все четыре бортовых самописца, однако как минимум один из них, по сведениям "Интерфакса", поврежден.
Источник газеты "Коммерсантъ" на Воронежском авиазаводе, где был изготовлен Ан-148, предположил, что причиной падения самолета могла стать недостаточная подготовка пилота из Мьянмы. "Возможно, один из них допустил сваливание самолета с эшелона в штопор", - заявил собеседник издания. Аналогичного мнения придерживается и главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, до учебных полетов в реальных условиях бирманцы не занимались на тренажерах и не имели права на управление настоящим самолетом.
"Комсомольская правда" приводит другую версию, согласно которой российский и бирманский пилоты недопоняли друг друга. Причиной тому, по сведениям издания, был языковой барьер, хотя система управления самолета - англоязычная. В то же время о российском экипаже специалисты отзываются положительно. О профессионализме Юрия Зубрицкого говорит хотя бы то, что он испытывал президентский лайнер.
На заводе отметают версию о технической неисправности лайнера. "Механическая неисправность как причина трагедии, по предварительным данным, практически исключена. Машины уже были испытаны и протестированы, неполадки там крайне маловероятны", - заявил "Коммерсанту" советник гендиректора ВАС Сергей Гаврилов. Тем не менее, эту версию нельзя сбрасывать со счетов, поскольку за время эксплуатации с 1 июня по 1 сентября 2010 года авиакомпания "Россия" в ходе полетов обнаружила 235 неисправностей. Больше всего жалоб было на систему управления. Например, в июне 2010 года на рейсе Москва-Санкт-Петербург у самолета отказал автопилот. К счастью, самолет благополучно приземлился в "Пулково". А в марте того же года у Ан-148 с первого раза не выпустилось шасси. Пилотам пришлось зайти на второй круг.
Ближнемагистральный самолет Ан-148 разрабатывался совместно Украиной и Россией и на сегодняшний день является одним из самых перспективных проектов. Он выпускается в нескольких модификациях. Ан-148-100Е, упавший рядом с Гарбузово, рассчитан на 70-80 пассажиров и способен совершать перелеты на расстояние до 5000 километров. Разбившийся самолет, по некоторым данным, начал летать только в январе. В Объединенной авиастроительной корпорации утверждают, что до крушения он совершил 31 полет.
На текущий момент выпущено всего 12 самолетов Ан-148. Первый коммерческий полет Ан-148 украинской авиакомпании "Аэросвит" совершил в июне 2009 года. Сейчас в ее парке два лайнера такого типа. Еще шесть самолетов эксплуатирует авиакомпания "Россия". Два самолета, один из которых разбился, должны были быть поставлены по контракту Мьянме (второй самолет, предназначенный Мьянме, кстати, также летал 5 марта). Оставшиеся два Ан-148 находятся на балансе АКБ Антонова.
Лайнеру Ан-148, который совершил свой первый полет в 2004 году, предрекали большое будущее. Помимо "России", в получении таких самолетов заинтересована авиакомпания "Полет" (первый экземпляр получит в мае), S7, "Владивосток Авиа" и "Саратовские авиалинии". Кроме того, Ан-148 собиралось покупать МЧС. Всего на заводе было заказано 174 самолета. За рубежом основными рынками сбыта считаются страны Ближнего Востока и Латинской Америки. Это объясняется его относительно невысокой ценой - самолет стоит около 23 миллионов долларов. Superjet 100, который участники рынка считают конкурентом Ан-148, стоит на десять миллионов дороже. Но после аварии заказчики десять раз подумают, прежде чем заключить новые контракты.