В начале марта на рынке мирового фастфуда случилось почти невероятное событие: сеть ресторанов быстрого питания McDonald's потеряла звание крупнейшей в мире, уступив по числу торговых точек своему основному сопернику - Subway. При этом по выручке McDonald's по-прежнему лидирует.
Первая закусочная Subway, специализирующаяся на продаже сэндвичей и салатов, была открыта в Коннектикуте в 1965 году Фредом Делюкой (Fred DeLuca). Называлась она Pete's Submarines (от Submarine sandwich - сэндвич, по форме похожий на подводную лодку), однако потом была переименована в "Pete's Subs", а позднее - в Subway).
На момент открытия первого кафе Subway Фреду Делюке было всего 17 лет, и таким образом он пытался заработать денег на колледж. Стартовый капитал - чек на тысячу долларов - он получил от друзей семьи. А по итогам прошлого года сеть Subway опередила McDonald's: на конец 2010-го у Subway по всему миру насчитывалось 33749 точек продаж, а у McDonald's - 32737.
На 7 марта текущего года число ресторанов Subway еще больше увеличилось и достигло 34218. Впечатляющий результат для сети, основанной на четверть века позднее McDonald's. На американском рынке Subway, кстати, обогнала McDonald's еще девять лет назад: сейчас у нее в США более 24 тысяч ресторанов.
Однако по объему продаж McDonald's все еще лидирует среди мировых сетей фастфуда: по итогам прошлого финансового года выручка компании достигла 24 миллиардов долларов. Аналогичный показатель у Subway оценивается примерно в 15,2 миллиарда долларов, при этом 10,5 миллиарда пришлось на закусочные, расположенные в США.
По количеству стран, где присутствуют оба оператора, McDonald's также пока опережает Subway, работая в 117 государствах (Subway - в 95). Однако руководство Subway планирует активнее расширяться на зарубежных рынках, прежде всего в Азии, и к 2020 году уравнять число ресторанов в США и за границей. Первую закусочную за пределами США Subway открыла в 1984 году - в Бахрейне.
Как сообщает CNN Money, представитель McDonald's заявил, что основная задача компании - сосредоточиться на обслуживании клиентов и стремиться "быть лучше, а не просто больше". В свою очередь, директор по развитию Subway Дон Фертман (Don Fertman) объяснил быстрый рост сети, среди прочего, постоянным поиском нетрадиционных мест для открытия закусочных.
Как пишет The Wall Street Journal, Фертман напомнил, что у Subway сейчас около восьми тысяч закусочных находятся в необычных местах, к примеру, в зоопарке на Тайване, в церкви в Буффало, штат Нью-Йорк, хозяйственном магазине в Бразилии, а также в автосалоне в Калифорнии и на речном судне в Германии. Кроме того, около 900 кафе Subway расположены в магазинах Wal-Mart, еще около 200 - на военных базах, в том числе в Ираке и Афганистане, а три - на территории Пентагона. "Чем ближе мы к покупателям, тем лучше", - подчеркнул Фертман.
Не исключено, что своей популярностью закусочные Subway обязаны также и слогану "Ешь свежее" (Eat fresh). На фоне всеобщей борьбы за здоровый образ жизни сеть позиционирует себя как альтернативу обычным ресторанам фастфуда. К примеру, здесь не подают картошку фри.
Кроме того, все кафе Subway открыты по франшизе, тогда как у McDonald's аналогичным образом работает около 75 процентов всех ресторанов. Поскольку средний размер кафе Subway меньше, чем у McDonald's, и затраты на его обустройство у пользователей франшизы меньше.
Что касается российского рынка, то в ближайшее время двум операторам и здесь, похоже, предстоит напряженная борьба. На 30 декабря 2010 года в России работало 270 ресторанов McDonald's. У Subway на конец февраля было открыто 175 закусочных.
В последние годы американские сети общественного питания из-за насыщения местного рынка активно выходят в развивающиеся страны, в том числе в Россию. Так, в январе 2010 года в Москве открылась первая закусочная Burger King. Под брендом сети, основанной в США в 1960 году, работают почти 12 тысяч ресторанов в 76 государствах. На февраль 2011 года в России открыто 14 ресторанов сети.
Кроме того, на российский рынок вышли и другие крупнейшие операторы, к примеру, сети кофеен Starbucks и Dunkin' Donuts. Starbucks, управляющая 17 тысячами кофеен в мире, открывает свои заведения в России с 2007 года. Dunkin' Donuts, известная своими пончиками, вновь вернулась на российский рынок в мае 2010 года, открыв кофейню в Москве. Всего сеть объединяет около восьми тысяч точек продаж.