Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, известный своей многогранной (от шпрот и грузинского вина до комиссий по банковским кредитам) борьбой за права россиян, в очередной раз взялся за коллекторские агентства. Заявив, что в настоящее время сбор долгов с потребителей - "это полностью неправовое поле", Онищенко напомнил таким образом, что деятельность коллекторских бюро пока отдельным законом не регулируется.
Что это такое
Коллекторские агентства специализируются на взыскании просроченных долгов с физических и юридических лиц. Как правило, за работу по возврату задолженности (по большей части банкам, выдавшим кредиты) коллекторы получают определенный процент от взысканной суммы. В других случаях коллекторское бюро может выкупить так называемые "плохие долги" у кредитной организации единым пакетом за некоторый процент от суммы задолженности, и затем уже получать всю сумму целиком с должников.
В России коллекторский бизнес является сравнительно молодым. Как указывало в 2007 году издание "Долговой Фактор", первые отечественные коллекторские бюро создавались исключительно при банках и имели дело только с просрочками перед кредитными организациями. В пример издание приводит Агентство по сбору долгов при банке "Русский стандарт", зарегистрированное в 2001 году.
На открытый рынок услуг коллекторские агентства вышли в 2004 году. Уже к 2007 году на рынке сбора неоплаченных долгов работало от 50 до 100 организаций. Сейчас в этой области функционирует несколько достаточно крупных ассоциаций, участниками которых может стать то или иное коллекторское бюро, в том числе "Международная организация кредиторов и коллекторских агентств" (МОККА), "Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств" (НАПКА), а также "Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса" (АРКБ).
По данным одного из крупнейших в России коллекторских агентств "Секвойя Кредит Консолидейшн", в 2010 году банки продали коллекторским фирмам долги на общую сумму 3-3,5 миллиарда долларов. Для сравнения, в 2009 году аналогичный показатель составил 2,5 миллиарда долларов.
В Ассоциации российских банков (АРБ) в июле 2010 года оценили объем коллекторского рынка в России в 135 миллиардов рублей, или 0,35 процента от ВВП России. При этом, как отметили в АРБ, объем задолженности, передаваемый только членам НАПКА по банковским кредитам, составляет около ста миллиардов рублей.
Как это регулируется
При таком внушительном объеме коллекторского рынка странно, что отдельного закона, определяющего деятельность коллекторских агентств, в России нет. По данным той же АРБ на середину прошлого года, работа коллекторских бюро "регулируется Гражданским Кодексом РФ, законами "О персональных данных", "О кредитных историях" и рядом нормативных актов".
Как признают в АРБ, "данное регулирование представляется недостаточным", поскольку в законодательстве нет даже понятия "деятельности по взысканию просроченной задолженности", а также не прописаны характеристики "субъектов коллекторской деятельности", порядок работы по взысканию долгов и ответственность. Логично, что НАПКА И АРКБ совместно с АРБ и Ассоциацией региональных банков России подготовили проект федерального закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности". Ознакомиться с ним можно на сайте НАПКА.
В конце прошлого года к созданию законопроекта о взыскании просроченных долгов с помощью коллекторских агентств подключилось Минэкономразвития. Как заявил руководитель департамента корпоративного управления министерства Иван Осколков, данный документ может быть принят в 2011 году и будет содержать базовые нормы работы коллекторов, в частности, запрет на звонки должникам в ночное время - с десяти вечера до восьми утра.
Как писала "Российская газета", законопроект будет регулировать взыскание с граждан только той задолженности, которая возникла у них при обращении в банки. Кроме того, согласно предложению Минэкономразвития, право взыскания долгов должны иметь только те коллекторские агентства, которые являются участниками саморегулируемой организации (СРО). Коллекторов также обяжут страховать свою ответственность и создавать компенсационные фонды для граждан на основе взносов.
Что не нравится Онищенко
На данный момент непонятно, на каком этапе находится разработка закона о порядке работы коллекторских агентств. Однако уже с 2009 года претензии к участникам коллекторского рынка начали предъявлять в Роспотребнадзоре. В мае того года ведомство доказало в суде свою правоту в споре с банком "Союз", оштрафованном за включение в договор условия о переуступке долга заемщика коллектору без согласия самого должника. При этом в 2007 году Высший арбитражный суд постановил, что уступка банком прав кредитора юридическому лицу, не являющемуся кредитной организацией, не противоречит законодательству. В случае с банком "Союз" речь, впрочем, шла о физическом лице.
В марте 2010 года глава ведомства Геннадий Онищенко заявил, что Роспотребнадзор планирует бороться с передачей потребительских долгов перед банками коллекторским агентствам. В августе того же года Онищенко написал письмо в адрес президента АРБ, заявив, что банки, передавая коллекторам долги заемщиков, нарушают законодательство.
Как указывал Онищенко, согласно Гражданскому кодексу коллекторские агентства, не являясь субъектами банковской деятельности, не имеют права заменить банк в отношениях с заемщиком. После того как задолженность передается коллекторам, правоотношения заемщика с банком - поставщиком кредитной услуги прекращаются, а коллектор поставщиком этой услуги не является. Таким образом, заемщик выходит из правового поля и не может отстаивать свои интересы.
Еще более резко Онищенко высказался в адрес коллекторских агентств 14 марта 2011 года, заявив, что сейчас их деятельность - "это полностью неправовое поле". "Хотите ввести коллекторские агентства - давайте, пожалуйста, создадим законодательство, отработаем его, отработаем порядок передачи полномочий от банка к коллекторскому агентству с участием второй стороны договора", - процитировал главу Роспотребнадзора "Интерфакс".
Учитывая, что в 2010 году с коллекторскими агентствами начали работать два крупнейших российских госбанка (Сбербанк и ВТБ), нужда в отдельном законе, описывающем порядок работы сборщиков долгов, очевидна. Кроме того, подобный документ необходим для того, чтобы ввести иногда слишком "ретивых" коллекторов в законодательные рамки. И тогда есть шанс, что долги будут взыскиваться без полночных звонков и хамских угроз в адрес неплательщика.