Кинопроект "5IVE", премьера которого состоится сегодня по адресу 5gum.ru, представляет собой пять новелл пяти режиссеров, каждая из которых начинается с загадочной фотографии в черном конверте. Инициатором этого эксперимента выступил бренд жевательной резинки 5IVETM компании Wrigley. В проекте приняли участие Андрей Звягинцев, Александр Велединский, Игорь Волошин, Петр Буслов и Алексей Попогребский. В преддверии выхода проекта "Лента.Ру" побеседовала с одним из его участников - Андреем Звягинцевым. Режиссер "Возвращения" и "Изгнания", обладатель "Золотых львов" рассказал об участии в проекте 5IVE.
Get the Flash Player to see this player.
lentavideo ('video/kino/five/video1', 640, 360, 'player1');<br />Лента.Ру: Расскажите, как вы попали в кинопроект "5IVE"? Насколько вам было уютно и интересно работать в жанре этакого "сочинения на заданную тему"?
Андрей Звягинцев: Ну, во-первых, попасть может только "кур в ощип". Мы не попали, а нам предложили, мы подумали, у нас появились идеи и мы согласились. Во-вторых, никакой "заданной темы" не было - черный конверт, фигурирующий так или иначе во всех пяти историях, - единственное, так сказать, обязательное условие сделки. Мы занимались любимым делом – снимали свое кино. Так что работать, как всегда, было интересно и уютно. Конечно, внятно высказаться в пятиминутной истории кинематографическими средствами довольно сложно, однако нам, как мне кажется, это удалось. В этом, собственно, и состояла задача, которую мы сами перед собой поставили: сделать не зарисовку, а вполне содержательный пятиминутный фильм. "Мы" - это я и мои близкие друзья и постоянные соавторы Михаил Кричман, Андрей Дергачев и Олег Негин.
Вам не впервой работать в альманахе. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как получилось, что ваш "Апокриф" не попал в "Нью-Йорк, я тебя люблю"? Вы вроде бы сначала отказывались, потом соглашались, а сейчас про короткометражку ничего не слышно. Что с ней? Кстати, вы окончательный вариант альманаха видели? Как он вам?
Опять вы за свое: попасть можно в цель. Нашей целью было – не попасть в альманах, а сделать достойный фильм в условиях свободного творчества. Как известно, в Штатах для того, чтобы фильм получил хороший прокатный рейтинг, принято учитывать мнение фокус-группы. Как нам сообщил продюсер альманаха, фокус-группа решила, что наша новелла выпадает из общего ритма и контекста, поэтому американский прокатчик выпустил ее только бонусом на DVD. У новеллы Скарлет Йоханссон, кстати, такая же судьба. Ну, и в российском прокате наша история шла как бонус к альманаху. И я вовсе не жалею об этом и даже рад, что нас таким вот образом выделили, потому что альманах в целом не произвел на меня особенного впечатления, так что фокус-группа была права - все не то: и ритм, и тон, и контекст – абсолютная несовместимость.
Скажите, как вы решили заняться режиссурой? Что стало причиной, а что поводом для этого решения? Кого из великих вы бы могли назвать в качестве собственных учителей, повлиявших на формирование вашего стиля?
На мой взгляд, в данном контексте и "причина", и "повод" синонимы. Я никогда не принимал такого определенного решения, мол, все, с понедельника займусь режиссурой. Как говорится, я просто оказался в нужном месте в нужное время, и там меня поджидали нужные люди. Что касается учителей, то все великие достойны упоминания – и классики, и современники – учеба продолжается.
Многие отечественные режиссеры (самый яркий пример - Бекмамбетов) стремятся в Голливуд. Вам не хотелось попробовать? Если нет - почему?
Знаете, свободное плавание, конечно, чревато всякими испытаниями и лишениями, но, как говорится в известном анекдоте, "все лучше, чем на заводе работать".
Порой кажется, что в России кино постепенно умирает, вырождается. Насколько это впечатление, по вашему, верно? Как вам кажется, есть ли будущее у отечественного кино? Кого бы из молодых режиссеров, коллег, вы бы могли отметить особо? Что из последних новинок отечественного и иностранного кино вы смотрели?
Кино непредсказуемо - это касается и отдельных фильмов, и общих тенденций, как в национальном, так и в мировом масштабе. Понятно, что голливудский завод, на котором штампуют кино-аттракционы, ни догнать, ни перегнать невозможно да и ненужно. В плане "толстых" развлечений они законодатели и, что самое главное, мастера высочайшего класса. Но вот в отношении "тонких конструкций" мы с ними (да и со всеми остальными) абсолютно на равных. Кино как искусство будет жить, пока жив человек искренний, любопытный и дерзающий, и не так уж важно, откуда он родом и на какой территории творит. Кино как аттракцион… По мне, так вполне достаточно "американских горок". В Америке, между прочим, их называют "русскими". Если же говорить конкретно об отечественном "парке аттракционов", то, во-первых, у нас всегда был "парк культуры", а во-вторых, ну не умеем мы "толсто" развлекать. И никогда не научимся, мы иначе устроены. Развлекаться – да, это сколько угодно: и "толсто", и "тонко"... Слушать-то мы любим истории всякие – и веселые, и печальные, но рассказываем только страшные – таков наш талант и смысл.
Скажите, планируете ли вы затрагивать политические темы, актуальные проблемы современного общества? Или вы считаете, что настоящий творец должен быть вне суетных проблем?
Любое произведение, созданное в настоящем является актуальным. Если вы другого мнения, я не возьмусь вас разубеждать. Тот самый творец, о котором вы говорите, должен с одинаковым вниманием относиться к каждой, даже самой призрачной и невнятной детали мира. Поэтому так называемые "актуальные проблемы" не должны иметь для него приоритета перед так называемыми "неактуальными проблемами" просто потому, что все они лежат в современности. Наши предыдущие фильмы - "Возвращение" и "Изгнание" - затрагивали, видимо, "неактуальные проблемы" (вывожу это только из вашего вопроса). Что ж, не знаю, огорчу или утешу, но наш новый фильм - "Елена" - затрагивает самые что ни на есть "актуальные проблемы", в том числе, на мой взгляд, и политические. Кстати, пятиминутный фильм, послуживший поводом для этого разговора, тоже затрагивает "актуальную проблему", не стану говорить какую именно, сами увидите – при том, что хоть фильм и называется "Тайна", в нем все явно и ясно как днем.
Когда ждать вашего следующего фильма? Не было желания добавить к "Возвращению" и "Изгнанию" третий фильм, чтобы получился завершенный триптих?
Фильм "Елена" выйдет в прокат в этом году, когда именно, точно не знаю, либо поздней весной, либо осенью. Этот вопрос зависит только от решения продюсера Александра Роднянского и его прокатной компании.