Разрубил авиаузел С подачи Путина "Шереметьево" объединится со "Внуково"

Российские власти 28 марта объявили, что планируют объединить столичные аэропорты "Шереметьево" и "Внуково". Позднее чиновники намерены продать контрольный пакет объединенной компании. "Домодедово", крупнейший и к тому же частный аэропорт России, чиновники решили пока оставить в покое. Но без поддержки государства развиваться ему теперь будет гораздо сложнее.

Летом 2010 года ремонт путепровода на Ленинградском шоссе спровоцировал громкий скандал. Движение на 24 километре Ленинградки, по которой автомобилисты добираются в "Шереметьево", в июне прошлого года было сужено с шести полос до двух. Затем были открыты еще две полосы, однако сроки окончания ремонта путепровода сдвинулись. Ленинградка встала, а клиенты часами добирались до "Шереметьево". Гендиректор аэропорта Михаил Василенко, раздосадованный случившимся, ругался на московскую мэрию, организовавшую несвоевременный ремонт.

Ремонт моста над железной дорогой начался 26 июня, а уже 30 июня Михаил Василенко опубликовал в своем блоге обращение к теперь уже бывшему мэру Москвы Юрию Лужкову. В нем Василенко обвинил мэра в нанесении ущерба аэропорту. "Я не могу объяснить ситуацию ничем иным, кроме как тем, что 3 июля в аэропорту Внуково, принадлежащему правительству Москвы, приступят к запуску нового терминала", - объяснил Василенко. С пробками на Ленинградке велел разобраться премьер-министр России Владимир Путин, но виновные (пускай Генпрокуратура и указала на столичные власти) наказания не понесли.

Между тем, скандальное заявление Василенко, обличившего Москву в попытке увести авиакомпании и их пассажиров из "Шереметьево" во "Внуково", стало ярким примером того, насколько обострилась конкуренция в московском авиаузле. Вряд ли на тот момент Василенко подозревал, что всего лишь полгода спустя российский премьер примет решение объединить "Шереметьево" и "Внуково".

Конфликт на конфликте

В конце 2010 года Сергей Собянин, сменивший Лужкова на посту мэра Москвы, решил резко увеличить программу приватизации на 2011 год. Среди прочих активов, от которых хотела избавиться Москва, оказался и аэропорт "Внуково". Российские деловые СМИ не исключали, что в выкупе этой доли могут быть заинтересованы миноритарные акционеры аэропорта. Но вышло все совсем иначе.

В 2010 году общий пассажиропоток аэропортов московского авиаузла составил 51 миллион человек, при этом через "Домодедово" прошли 22,3 миллиона пассажиров, а через "Шереметьево" и "Внуково" - 28,8 миллиона. "Шереметьево", впрочем, уже к концу 2011 года намерен увеличить пассажиропоток на 10 процентов по сравнению с 2010 годом - до 21 миллиона человек. Для сравнения: только международный аэропорт Франкфурта перевозит в год более 52 миллионов пассажиров.

В ноябре 2010 года газета "Коммерсантъ" сообщила, что "Шереметьево" и "Внуково" создают альянс, чтобы поддержать друг друга в ходе реконструкции взлетно-посадочных полос (ВПП). Согласно документу, который якобы подготовили компании, во время ремонта ВПП аэропортов авиакомпании смогут переходить из одного в другой без изменения условий и стоимости обслуживания. Аэропорты позднее эту информацию опровергли, но сам повод, который якобы подвиг "Шереметьево" и "Внуково" пойти навстречу друг другу, никуда не испарился: в апреле во "Внуково" начнется реконструкция взлетно-посадочной полосы N1.

С "Внуково" правительство обошлось малой кровью, но других участников рынка косметический ремонт ВПП не устроит. "Домодедово" и "Шереметьево" больше года спорят, кому нужнее третья ВПП. На строительство полос в каждом из аэропортов денег в федеральном бюджете нет (инфраструктура аэропортов принадлежит государству), но и "Домодедово", и "Шереметьево" твердят, что без третьей полосы их развитие остановится из-за невозможности наращивать объемы перевозок.

Более того, "Шереметьево", где базируется "Аэрофлот", уже давно ведет войну за один из терминалов аэропорта (D), который крупнейший российский авиаперевозчик выстроил для себя на заемные деньги. Конфликт "Аэрофлота" с руководством остального "Шереметьево" получился настолько серьезным, что перевозчик даже начал всерьез рассматривать переезд в "Домодедово", более перспективный с точки зрения дальнейшего развития.

Между тем, решение начать консолидацию в московском авиаузле чиновники приняли еще в прошлом году. Структура воздушного движения в Москве, отмечает РИА Новости, закладывалась еще в 1970-е годы прошлого века, когда все крупные авиаузлы имели единое управление. В нынешних условиях старая схема создает трудности для полетов авиалайнеров, поскольку их маршруты зачастую пересекаются друг с другом. Контуры дальнейшего развития московского авиаузла пришлось определять лично Владимиру Путину.

Слияние

Правительство, решив объединить аэровокзалы в подконтрольный государству холдинг, в прошлом году заказало "Тройке диалог" анализ возможностей объединения всех трех московских аэропортов. Вывод оказался для чиновников неутешителен: получилось, что контроль в объединенном холдинге получат владельцы "Домодедово" (Совладелец "Внуково" Виталий Ванцев, впрочем, уверял газету "Ведомости", что "Тройка диалог" никакой оценки слияния аэропортов не проводила. По его словам, председатель совета директоров "Тройки диалог" Рубен Варданян узнал об этом документе из прессы. "Мое мнение: это просто фальшивка, 'бенефициаром' которой, возможно, является 'Домодедово'"? - отмечал он. Но официально "Тройка" наличие подобного исследования не опровергала).

Владимир Путин и Игорь Левитин в

Владимир Путин и Игорь Левитин в "Шереметьево". Фото (c)AFP

Lenta.ru

В презентации компании, которую цитировала газета "Ведомости", говорилось, что власти должны трансформировать аэропорты Московского авиаузла "в международный конкурентоспособный хаб с высоким уровнем эффективности и значительными перспективами роста". Объединение, отмечали в "Тройке", позволит скоординировать развитие всех аэропортов, облегчить поиск стратегического инвестора и привлекать финансирование на лучших условиях. Короче говоря, реальными конкурентами московского авиаузла являются не столько российские аэропорты, сколько международные площадки. С этой точки зрения смысл в слиянии трех аэровокзалов, конечно же, проглядывает. В перспективе возможна и специализация аэропортов: по направлениям, ценовым нишам и типам перевозок.

Сейчас крупнейшим московским аэропортом "Домодедово" управляет группа "Ист Лайн", "Шереметьево" принадлежит правительству России (за исключением терминала D, который контролирует "Аэрофлот"), а "Внуково" контролируется правительством Москвы и частными акционерами. Понятно, что частникам слияние всех аэропортов в госхолдинг могло привидеться лишь в страшных снах, ведь аэропорты уже более 20 лет действуют самостоятельно, руководствуясь собственными стратегиями развития. В конце концов, частники, особенно в Домодедово, вложили миллионы долларов в реконструкцию и строительство терминалов. Не удивительно, что самостоятельно чиновники в правительстве так и не смогли договориться об объединении аэропортов.

28 марта российский премьер прибыл в "Шереметьево", где заявил, что объединить в единый комплекс и модернизировать планируется "Шереметьево" и "Внуково". Федеральный бюджет компенсирует Москве затраты на развитие "Внуково" в размере 45-50 миллиардов рублей. Эти деньги, по заверениям московских властей, будут потрачены на развитие метро. Будущий же единый авиакомплекс власти намерены позднее приватизировать по рыночной цене. Предварительная договоренность с мэром Москвы, Минтрансом и Минфином на этот счет уже достигнута, отметил премьер.

Речи о вхождении единственного в Москве частного аэропорта "Домодедово" в единый комплекс не идет. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, соответствующие решения сперва должны принять частные акционеры "Домодедово". Reuters отмечает, что состав собственников "Домодедово" официально никогда не раскрывался. Но, по неофициальным данным, одним из крупнейших акционеров аэропорта является глава его совета директоров Дмитрий Каменщик.

Впрочем, что бы владельцы "Домодедово" не решили, третью ВПП аэропорт в ближайшее время не получит. К приоритетам развития московского авиатранспортного узла Путин отнес реконструкцию ВПП во "Внуково" и строительство новой полосы в "Шереметьево". Комментируя просьбу Каменщика о немедленном начале строительства в "Домодедово" ВПП-3 вместо намеченной к 2014 году реконструкции ВПП-2, Путин отметил, что "Домодедово" и так развивается довольно эффективно. Премьер добавил, что опасения Каменщика по поводу снижения пассажиропотока пока не подтверждаются, а также посоветовал представителю "Домодедово" продолжить переговоры с Минтрансом по ВПП-3.

Перспективы

Объединение аэропортов позволит создать условия для существенного увеличения грузо- и пассажиропотока. По словам Путина, сейчас столичный авиаузел работает на пределе пропускной способности, но к 2020 году пропускную способность трех основных московских аэропортов планируется увеличить вдвое - до 100 миллионов человек в год.

Менеджмент "Домодедово" оценивает строительство третьей ВПП в аэропорту в 20,1 миллиарда рублей, а в "Шереметьево" строительство третьей полосы, по данным самого аэропорта, обойдется в 25-28 миллиардов рублей. Впрочем, в Минтрансе отмечали, что строительство третьей ВПП в "Домодедово" потребует строительства дублера Каширского шоссе.

Строительство новой ВПП в "Шереметьево" позволит "Аэрофлоту" нарастить к 2020 году объем перевозок до 40 миллионов пассажиров в год (по итогам 2010 года - 11,3 миллиона). Не исключено, впрочем, что часть рейсов авиакомпании будет перенесена в другие аэропорты. Ранее, к примеру, сообщалось, что аэропортом базирования бюджетного перевозчика, которого к 2013 году хочет создать "Аэрофлот", будет "Домодедово", но теперь, скорее всего, аэропортом базирования перевозчика станет "Внуково". Третья полоса в "Шереметьево", пускай и обремененном долгами, позволит поднять оценку объединенных аэропортов, что создаст предпосылки для будущего слияния с "Домодедово".

Власти Москвы, стремительно увеличивающие бюджет столицы, будут только рады сбыть долю в аэропорте. Собянин обещал застроить станциями метро всю Москву, а федеральный центр как раз и выступит в роли доброго дядюшки, выдав градоначальнику столько средств, сколько тому необходимо. Мэрию и Путина даже не смущает тот факт, что всего лишь несколько месяцев назад долю города во "Внуково" эксперты "Тройки" не оценивали даже в 30 миллиардов рублей (миноритарии аэропорта уверяли, что во "Внуково" было инвестировано не менее 40 миллиардов рублей).

Вопрос о судьбе частных акционеров "Внуково" пока не решен. "Коммерсантъ" и "Ведомости" в унисон уверяют, что совладелец аэропорта Виталий Ванцев узнал о планах государства в ходе совещания с участием премьера. Он уточнил, что с предложением об объединении "Шереметьево" и "Внуково" или выкупе акций последнего государство к частным акционерам не обращалось.

Перспективы слияния "Шереметьево" и "Внуково" пока неясны. Но еще менее ясны перспективы выхода государства из капитала будущего аэропорта.

Слова премьера о будущей приватизации объединенной компании стоило ожидать. Всего лишь пару недель назад Владимир Путин требовал от правительства добиться увеличения прямых инвестиций. Но, справедливости ради, стоит напомнить, что искать крупных стратегических инвесторов в госпроекты стало не модно именно при Путине, не говоря уже о продаже контрольных долей в таких компаниях. Все же старания чиновников по укрупнению госструктур приводили к созданию еще более громоздких госструктур, а частному сектору доставались лишь крошки со стола.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше