30 марта президент России Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации выступил с 10 тезисами об улучшении инвестиционного климата в стране. Деловые СМИ, которые в последние месяцы подробно описывают любые трения в тандеме, тут же назвали эти тезисы "предвыборной программой" - слишком уж настойчиво Медведев принялся реформировать систему госкапитализма, сложившуюся в 2000-е годы.
Инвестклимат глазами Медведева
О том, что в России плохой инвестиционный климат и с этим нужно в срочном порядке что-то делать, в администрации президента настойчиво говорят уже несколько месяцев. Характерны высказывания помощника Медведева Аркадия Дворковича, которого в конце марта попросили оценить влияние конфликта между ВР и ТНК-ВР по поводу альянса с "Роснефтью". "Инвестиционный климат сейчас настолько плох, что это не помеха ему", - заявил Аркадий Дворкович.
В последнее время уговаривать иностранцев вкладываться в Россию бросились лучшие силы администрации президента и правительства. На Всемирном экономическом форуме в Давосе об инвестклимате говорил как сам Дмитрий Медведев, так и вице-премьер Игорь Шувалов - тот самый, который помог России выиграть право проведения чемпионата мира по футболу 2018 года (проведение такого спортивного события само по себе улучшает инвестклимат).
В феврале 2011 года Медведев поручил правительству создание специального фонда для привлечения иностранных инвестиций. Ожидается, что объем фонда составит 10 миллиардов долларов, а распоряжаться им будет не государство, а профессиональное сообщество. Этот фонд вместе с иностранцами будет вкладываться в проекты внутри России: таким образом, риски за вложения будут делить между собой государство и частники. Правда, государство должно гарантировать свой выход из капитала фонда через семь-восемь лет.
Нельзя сказать, что премьер-министр Владимир Путин не поддерживал начинания Дмитрия Медведева: в конце концов, создание вышеупомянутого фонда поручено именно правительству. Однако премьер говорит об инвестклимате, значительно ухудшившемся в 2000-е годы из-за резкого увеличения доли государства в экономике, ряда корпоративных конфликтов и дела Ходорковского, не так много, как Медведев. Впрочем, в конце марта Путин пообещал, что Россия выйдет на докризисный уровень прямых иностранных инвестиций - 60-70 миллиардов долларов в год. Как это будет сделано, из речи Путина осталось непонятно - в 2010 году объем прямых зарубежных вложений в российскую экономику сократился на 13,2 процента до 13,8 миллиарда долларов.
Инициативы президента
На заседании 30 марта Дмитрий Медведев продолжил говорить о необходимости улучшения инвестклимата, предложив несколько новых мер.
Во-первых, президент предложил обдумать снижение ставки страховых взносов для бизнеса, которые выросли в 2011 году с 26 до 34 процентов. На сколько именно будут снижены налоги, пока неизвестно, но в Минфине уже знают, как компенсировать выпадающие доходы бюджета: вечером 30 марта глава ведомства Алексей Кудрин предложил увеличить планку заработка, с которого выплачиваются взносы. Сейчас бизнес, за исключением нескольких особых категорий, обязан платить по 34 процента от заработка каждого работника до достижения отметки 463 тысячи рублей в год - все, что выше этой суммы, налогом не облагается.
Во-вторых, Дмитрий Медведев решил ввести в России институт "инвестиционного уполномоченного" в регионах. Нововведение должно будет заработать уже в мае 2011 года. Главная задача таких уполномоченных будет заключаться в оказании помощи компаниям при осуществлении инвестпроектов. Иными словами, это будут новые чиновники, которые проследят за тем, чтобы старые чиновники не мешали бизнесу развиваться.
Как это будет выглядеть на практике, опять же непонятно. По словам Аркадия Дворковича, государство может и не нанимать новых чиновников, а выделить их из числа уже существующих. "[Эти люди] должны быть очень публичными, иметь страничку в Twitter, их телефон должен быть у инвесторов", - так описал Дворкович идеальных уполномоченных (цитата по ИТАР-ТАСС).
В 2010 году в России уже появился такой уполномоченный на федеральном уровне: новую должность при правительстве получил Игорь Шувалов. Впрочем, деловые СМИ отмечали, что дополнительных полномочий Шувалов в связи с новой должностью не получил. Кстати, странички в Twitter у него вроде бы нет - во всяком случае, Дмитрий Медведев его не "фолловит".
В своем выступлении на заседании по модернизации Медведев затронул и одну из своих любимых тем: тему коррупции. По словам президента, ее хватка "не ослабевает", в связи с чем необходимо придумать новый механизм проверки информации о коррупции. Теперь чиновников заставят публично отчитываться о том, как они проверяли ту или иную жалобу о коррупции и к каким результатам пришли.
Остальные предложения Медведева касались изменений в государственных компаниях. Президент заявил, что публичные государственные корпорации должны обеспечить более эффективный доступ миноритариев к своим документам, таким образом вольно или невольно поддержав Алексея Навального в его борьбе с ВТБ, "Транснефтью" и другими госкомпаниями (Навальный, кстати, тоже поддержал инициативы Медведева).
Кроме того, правительство должно утвердить график приватизации госкомпаний на ближайшие годы, а сами госкомпании снижать материальные затраты минимум на 10 процентов в год в течение ближайших трех лет.
Но самое интересное, пожалуй, заключается в том, что Дмитрий Медведев попросил всех профильных государственных чиновников освободить места в советах директоров госкомпаний. Это означает, например, что из "Роснефти" должен уйти вице-премьер Игорь Сечин, курирующий ТЭК в правительстве, а из "Газпрома" - министр энергетики Сергей Шматко. Министр транспорта Игорь Левитин, по замыслу президента, больше не должен будет ездить на заседания совета директоров "Аэрофлота", а министр финансов Алексей Кудрин - в ВТБ.
Что нового?
Собранные в одном месте инициативы Дмитрия Медведева кажутся новаторскими и способными изменить инвестиционный климат в стране - по крайней мере, взглянуть на него под другим углом зрения. Но если изучить каждое конкретное положение, озвученное президентом, то окажется, что почти все они уже обсуждались.Действительно новым, пожалуй, выглядит только институт "инвестиционных уполномоченных", но до тех пор, пока новая структура не заработает, говорить о ней что-то конкретное сложно.
Все другие предложения так или иначе уже звучали. Например, о необходимости заменить чиновников в советах директоров госкомпаний Дмитрий Медведев говорил еще во время своей предвыборной кампании в начале 2008 года. Тогда он объяснял, что на смену чиновникам "должны прийти по-настоящему независимые директора, нанимаемые государством для реализации своих интересов".
Идея защиты прав миноритариев обсуждается в России уже несколько лет, о снижении расходов госкомпаний говорится на каждом собрании, посвященном этим самым госкомпаниям. О коррупции Дмитрий Медведев также говорит едва ли не каждую неделю.
Даже решение о снижении ставок по страховым взносам, по всей видимости, обсуждалось в правительстве не один месяц (тем более что бизнесмены активно лоббируют эту идею). Ведь решение об их повышении было принято еще до кризиса, но из-за спада в экономике правительство Владимира Путина решило заморозить ставку в 26 процентов на год - до начала 2011 года. Но и с 2011 года по 34 процентов платить стали не все: в конце 2010 года Дмитрий Медведев объявил, что часть малого бизнеса получит двухгодичные льготы: для них останется ставка в 26 процентов.
Немного о политике
И все же, несмотря на вышесказанное, на заседании комиссии по модернизации 30 марта Дмитрий Медведев показал, что его планы по развитию российской экономики простираются не только до 2012 года (года выборов нового президента), но и на все 2010-е годы. Планы эти подразумевают если не отказ от госкапитализма, то его существенную реформу.
Параллельно с этим Владимир Путин оперативно организовал работу экспертной группы, которая пересматривает принятую в 2008 году стратегию развития страны на период до 2020 года. Эксперты в группе собрались действительно авторитетные: руководители проекта ректоры ВШЭ и Академии народного хозяйства Ярослав Кузьминов и Владимир Мау пригласили в нее как российских, так и иностранных специалистов.
Все это может означать не столько "ослабление тандема", сколько свидетельствовать о том, что на самой верхушке чиновничьего аппарата задумались о том, как управлять страной в ближайшие годы. И аппарат президента, и аппарат премьера пытаются ответить на вопрос, куда России двигаться дальше. Очевидно, что социальная и экономическая стабильность в 2000-е годы далась стране дорогой ценой отказа от реформ и поворотом к застою, от которого Россию спас экономический кризис - он напомнил чиновникам, на какой зыбкой почве построена эта самая стабильность.
Сейчас предложенные реформы в области управления экономикой страны выглядят более чем разумными. Однако тут-то самое время вспомнить, что предложенные меры не так новы, как кажутся на первый взгляд. Следовательно, самое важное в них - это исполнение. Как будут реализовываться поручения Медведева, станет понятно уже совсем скоро: собрания акционеров госкомпаний, на которых будут выбираться советы директоров, пройдут в мае-июне, "инвестиционные уполномоченные" появятся также в конце весны. Сразу после этого должны подоспеть планы по приватизации и по сокращению расходов. А там уж станет понятно, как будут сокращаться страховые взносы и как правительство будет компенсировать выпадающие расходы.