Sky Express, первый в России низкобюджетный авиаперевозчик, в конце марта чуть было не лишился возможности отправлять самолеты из своего базового аэропорта "Внуково". Представители авиаузла сообщили, что из-за накопившейся задолженности Sky Express "Внуково" прекращает обслуживать авиакомпанию. Конфликт был исчерпан в тот же день.
Запутанная история
Компания Sky Express была основана в марте 2006 года братьями Александром и Борисом Абрамовичами. На тот момент Борису Абрамовичу, являвшемуся также гендиректором компании "Красэйр", принадлежал блокпакет акций перевозчика. Также среди акционеров Sky Express числились Европейский банк реконструкции и развития (20 процентов акций), фирма Altima Capital, частные иностранные и российские инвесторы. Портом приписки авиакомпании стал аэропорт "Внуково".
В то же время Абрамовичи являлись совладельцами авиаальянса AiRUnion, куда входили "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Самара" и "Сибавиатранс". В 2008 году альянс обанкротился из-за задолженности почти в миллиард долларов перед поставщиками топлива. Однако одним из вариантов его возрождения стало предложение правительства Москвы и госкорпорации "Ростехнологии" создать новый холдинг на базе AiRUnion и принадлежащей властям города авиакомпании "Атлант Союз". Как писала газета "Время новостей", рассматривалась также возможность включения в новую структуру Sky Express.
Планы московского правительства о создании нового авиахолдинга на базе AiRUnion под названием "Росавиа", который под руководством гендиректора Виталия Ванцева должен был стать потенциальным конкурентом "Аэрофлоту", сорвались. В феврале 2010 года премьер-министр России Владимир Путин поддержал предложение Министерства транспорта о передаче авиационных активов "Ростехнологий" не столичным властям, а "Аэрофлоту". В обмен госкорпорация должна получить пакет ценных бумаг "Аэрофлота". В середине марта текущего года авиаактивы "Ростехнологий" были оценены в 2,5-5 процентов акций крупнейшей российской авиакомпании.
Между тем в октябре 2008 года выяснилось, что братья Абрамовичи больше не являются акционерами Sky Express, однако когда и кому они продали свою долю, не сообщалось, и неизвестно до сих пор. До этого в сентябре в СМИ появилась информация, что председатель совета директоров и совладелец аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев может приобрести примерно 30 процентов ценных бумаг Sky Express после выпуска допэмиссии акций перевозчика, став таким образом его крупнейшим акционером.
В декабре 2008 года Ванцев подтвердил газете "Коммерсантъ", что купил 39 процентов акций Sky Express, однако не сообщил, у кого именно. Одновременно источники газеты в Федеральной антимонопольной службе заявили, что никакой заявки на приобретение доли в ЗАО "Небесный экспресс", работающем под брендом Sky Express, в службу не поступало. А в марте 2009 года "Ведомости" написали, что Ванцев приобрел уже 75 процентов акций Sky Express.
На этом странности с долей Ванцева в Sky Express не закончились. В 2009 году Ванцев признавал себя совладельцем компании и даже предлагал правительству Москвы купить 75 процентов акций обремененного долгами перевозчика за символическую сумму в один доллар. Власти города отказались от сделки, при этом говоря уже о сумме в один рубль. В конце же 2009 года гендиректор "Внуково" вообще отказался считать себя акционером Sky Express и с тех пор отрицает, что вообще им когда-либо являлся. В самом перевозчике структуру акционеров не раскрывают.
В июле 2010 года акционеры Sky Express предложили купить компанию холдингу "Базэл" Олега Дерипаски. Предположительно, Sky Express могла бы объединиться с принадлежащей "Базэлу" компанией "Авиалинии Кубани". Уже в октябре того же года деловые СМИ сообщили о структуре возможной сделки. По данным "Коммерсанта", владельцы 75 процентов акций Sky Express оплатят своими долями блокпакет в "Авиалиниях Кубани" в ходе размещения допэмиссии акций перевозчика. В результате у структур Дерипаски останется около 70 процентов ценных бумаг "Авиалиний Кубани", 25 процентов получат акционеры Sky Express, а еще 5 процентов могут получить нынешние миноритарии "Авиалиний Кубани". При этом оба перевозчика до 2015 года будут работать под своими собственными брендами.
Конфликт с "Внуково"
31 марта 2011 года у Sky Express произошел конфликт с "Внуково". Пресс-секретарь аэропорта Елена Крылова объявила, что с 1 апреля "Внуково" прекратит обслуживать рейсы перевозчика, так как у него накопился долг перед авиаузлом на 207 миллионов рублей. При этом переговоры с представителями Sky Express относительно графика погашения задолженности к успеху не привели. Крылова добавила, что о сложившейся ситуации уведомлены Росавиация и Московская транспортная прокуратура.
Из-за угрозы "Внуково" могли сорваться регулярные рейсы, которые Sky Express совершает из Москвы в крупные российские города, в том числе Екатеринбург, Челябинск, Сочи, Мурманск, Санкт-Петербург, Тюмень и Калининград. Однако спор сторон не затянулся. Вечером 31 марта представитель перевозчика заявил агентству "Интерфакс", что конфликт с "Внуково" исчерпан, и компания согласовала с аэропортом график выплаты долгов.
Росавиация и транспортная прокуратура 30 марта начали собственную проверку деятельности Sky Express, но уже по другому поводу. Поводом стали нарушения, допущенные перевозчиком при организации чартерных рейсов из Москвы в чешский Пардубице. До этого сообщалось, что Sky Express договорился о перевозке пассажиров и продал билеты на рейсы в Пардубице без разрешения назначенного на этот маршрут перевозчика - компании "Трансаэро". В результате 27 марта два рейса Sky Express из "Внуково" были задержаны: один на 12 часов, другой - на 4.
Вопрос с задержками рейсов, надо сказать, для Sky Express довольно болезнен. В середине 2010 года журнал Forbes составил рейтинг наименее пунктуальных российских авиакомпаний. Первое место в нем заняла именно Sky Express, которая за первую половину прошлого года задержала 132 рейса. Тогда же Росавиация пригрозила отозвать у компании лицензию из-за задержек рейсов.
При этом транспортная прокуратура напомнила обеим сторонам конфликта о правах потребителей, о которых они, видимо, чуть было не забыли. "Сложившаяся ситуация создавала реальную угрозу отмены вылетов 13 рейсов, в результате чего могли пострадать 1253 пассажира", - отмечается в пресс-релизе прокуратуры.
Кстати, пока Sky Express и "Внуково" выясняли отношения, себя успела проявить и "Авианова" - второй из двух существующих в России авиадискаунтеров. 31 марта, еще до урегулирования спора, "Авианова" заявила, что "готова перевезти всех пассажиров авиаперевозчика, чьи рейсы могут быть перенесены или отменены". "Чтобы воспользоваться предложением, пассажирам необходимо предъявить билет на отмененный рейс Sky Express и оплатить перелет 'Авиановой' по тарифу 250 рублей плюс сборы в кассах 'Авиановы' в аэропорту вылета в течение 48 часов после изначально запланированного времени вылета", - сообщил конкурент Sky Express.
В компании Sky Express не замедлили отреагировать, выпустив сообщение о недобросовестной конкуренции со стороны "Авиановы". В пресс-релизе Sky Express, в частности, ядовито заметил, что "Авианова" "не в состоянии выполнить собственные обязательства по перевозке пассажиров, в связи с чем неоднократно обращалась к нашей авиакомпании с просьбой о помощи". "Впору нашей авиакомпании принимать к перевозке пассажиров задержанных и отмененных рейсов 'Авиановы'", - добавили в Sky Express.
Раньше таких серьезных конфликтов у Sky Express с "Внуково" вроде бы не возникало. В 2008 году, когда Росавиация пригрозила авиакомпании закрытием за долги, аэропорт даже вступился за перевозчика и подтвердил, что просроченной задолженности у Sky Express перед авиаузлом нет. Более того, осенью прошлого года "Внуково" предложил перевозчику отдельный терминал. Занять его Sky Express предлагалось с "Авиалиниями Кубани".
1 апреля, впрочем, выяснились некоторые подробности урегулированного спора. Так, Виталий Ванцев заявил "Коммерсанту", что общий долг Sky Express перед аэропортом составляет почти два миллиарда рублей, в том числе долг на полтора миллиарда рублей, возникший еще во время кризиса. "Эту сумму по договоренности с руководством Sky Express мы перевели в векселя со сроком погашения до 2015 года", - заявил Ванцев. Однако "Внуково", по его словам, согласилось на реструктуризацию, только при условии, что авиакомпания будет четко исполнять текущие обязательства.