Поднять "оборонку" Правительство займется модернизацией предприятий ОПК

Правительство России, чтобы избежать неудач госпрограммы вооружений 2006-2015 годов, намерено инвестировать серьезные средства не только в покупку новой военной техники, но и в модернизацию оборонно-промышленного комплекса. Основными модернизационными направлениями станут обновление производственной базы, финансирование перспективных научно-исследовательских и конструкторских работ и омоложение кадров. На все про все будет потрачено около трех триллионов рублей.

Свежая кровь

Планы модернизации "оборонки" в ходе отчета перед Госдумой о деятельности правительства России в 2010 году озвучил премьер-министр Владимир Путин. В целом из его речи слушателям стало ясно, что в предыдущие годы было сделано много, а будет - еще больше (слово "модернизация" в выступлении премьера прозвучало 28 раз). Так, по сравнению с докризисным 2007 годом объем производства продукции военного назначения увеличился почти в полтора раза. В свете новой госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы рост объемов производства будет еще более существенным, что не удивительно при запланированном финансировании в 19 триллионов рублей по линии Министерства обороны.

Производство на КнААПО. Фото с сайта knaapo.ru

Производство на КнААПО. Фото с сайта knaapo.ru

Lenta.ru

Но для того, чтобы российский оборонно-промышленный комплекс, заметно пострадавший в кризисные 1990-е годы, смог справиться с поставленной перед ним задачей, его необходимо модернизировать. Для этого в России начнет действовать федеральная целевая программа, объем финансирования которой, по словам Путина, составит три триллиона рублей, причем 200 миллиардов из этой суммы будут потрачены на перспективные научно-исследовательские и конструкторские разработки.

Тут следует отметить, что ФЦП модернизации "оборонки", как и госпрограмма вооружений, являются документами таинственными. Точные их параметры практически неизвестны - военные и чиновники ранее рассказывали о них лишь в самых общих словах: мол, купим столько-то самолетов и кораблей, зенитных ракетных комплексов и баллистических ракет, - а каких именно и по какой цене, подробно никто не рассказывал.

Осенью 2010 года Минобороны России представило госпрограмму вооружений на 2011-2020 годы на рассмотрение правительства, а в начале декабря получило его обратно на доработку. При этом Путин поторопил министра обороны России Анатолия Сердюкова с внесением поправок, чтобы программа поступила на подпись президенту Дмитрию Медведеву до конца года. С этим поручением, ведомство, очевидно, не справилось, поскольку 18 января 2011 года стало известно, что Медведев подписал закон, позволяющий финансировать долгосрочные военные контракты по временной схеме с учетом прогнозных объемов финансирования, заложенных в проекте госпрограммы.

И вот 24 февраля 2011 года состоялось большое выступление первого заместителя министра обороны России Владимира Поповкина перед журналистами. Он к удивлению многих заявил, что госпрограмма была подписана Медведевым еще 31 декабря и уже начала действовать.

Аналогичная ситуация, похоже, сложилась и вокруг федеральной целевой программы модернизации "оборонки". Про ФЦП в конце февраля 2011 года рассказал вице-премьер России Сергей Иванов, впрочем, не раскрыв ее объема. Иванов тогда заявил, что программа будет принята правительством в ближайшие месяцы. Путин же в Госдуме выступал с таким напором и уверенностью, что могло сложиться впечатление, будто целевая программа уже принята и действует или, в крайнем случае, начнет действовать в самое ближайшее время.

В целом модернизация "оборонки" в России будет проходить по трем основным направлениям: это обновление производства, инвестиции в НИОКР и омоложение кадров. Про последний пункт российский премьер-министр особенно не распространялся, отметив лишь, что средний возраст работников ОПК уже начал "понемногу снижаться". "В 'оборонку' пошла молодежь. Мы переломили тенденцию 'старения' кадров. Средний возраст занятых на предприятиях ОПК, в конструкторских и научных центрах понемногу начал снижаться", - рассказал Путин, не уточнив средний возраст работников оборонной индустрии.

Ранее некоторые эксперты высказывали мнение, что неспособность российской "оборонки" создать что-либо принципиально новое, не базирующееся на разработках, проводившихся еще в СССР, отчасти является следствием того самого "старения кадров". Насколько этот вывод правомерен, судить сложно. Но факт старения кадров сам по себе налицо. Так, одним из генеральных конструкторов ЦКБ "Рубин", занятым проектированием подводных лодок, является Игорь Баранов, родившийся в 1932 году; руководит санкт-петербургским предприятием гендиректор Андрей Дьячков 1957 года рождения. Генеральным конструктором по наземным ракетным комплексам в Московском институте теплотехники является Юрий Соломонов, 1945 года рождения. И таких примеров можно найти много, нет лишь официальной статистики.

Памятный знак перед зданием ЦКБ

Памятный знак перед зданием ЦКБ "Рубин". Фото с сайта vdvsn.ru

Lenta.ru

Очевидно, однако, что для омоложения кадров, задуманного Путиным, стране потребуется много поработать. Ведь эта задача является комплексной, в которую входит, например, организация профессионального обучения не только инженеров, но и слесарей, токарей, электриков и рабочих других специальностей. Уровень зарплат тут также должен быть достаточно высок, чтобы привлечь на предприятия амбициозную молодежь. Заработную плату в 15-20 тысяч рублей, как предлагает "Сухой", серьезной сегодня при всем желании не назовешь.

Наконец, новые люди, приходящие в ОПК, должны иметь четкую перспективу карьерного и зарплатного роста. Лишь в этом случае будет обеспечиваться длительное пребывание сотрудников в компании, что для сферы ОПК особенно важно, поскольку опыт производства и разработок накапливается не только чертежами, но и людьми. Сколько именно средств планируется потратить на процесс обновления кадров, Путин не уточнил.

Зато премьер рассказал об объемах финансирования НИОКР и модернизации "оборонки". В частности, в ближайшие десять лет на НИОКР планируется потратить 200 миллиардов рублей. В октябре 2010 года газета "Ведомости" писала, что Министерство обороны России намерено потратить на научно-исследовательские и конструкторские разработки 115 миллиардов рублей, в 2012-м - 131 миллиард, а в 2013-м - 186 миллиардов рублей. То есть сумму, обещанную правительством в рамках ФЦП, иначе как ничтожной не назовешь, учитывая, что на ее расходование отведено десять лет.

При этом не понятно, зачем вообще было включать в ФЦП расходы на НИОКР, если соответствующая статья уже внесена в госпрограмму вооружений на 2011-2020 годы? В Госдуме премьер в подробности на эту тему вдаваться не стал. Месяцем ранее Путин, говоря о госпрограмме вооружений, заявил: "Растут не только финансовые ассигнования, главное - повышаются требования к качеству, возможностям и характеристикам вооружений: нам нужна техника действительно нового поколения, неразумно тратить деньги на тиражирование морально устаревших образцов".

Ракетный комплекс

Ракетный комплекс "Искандер-М". Фото из книги "Вооруженные силы РФ"

Lenta.ru

В целом же, объем финансирования модернизации "оборонки" составит три триллиона рублей. Подробностей Путин не разгласил. В конце марта 2011 года вице-премьер Иванов рассказал, что объем средств согласован окончательно: 60 процентов от запланированной суммы, или 1,8 триллиона рублей, будет выделено из госбюджета, а остальные 40 процентов, или 1,2 триллиона рублей - из средств самих предприятий ОПК. Приоритетной для целевой программы является ракетно-космическая отрасль. По словам Путина, с 2013 года производство ракетных комплексов в России практически удвоится. "В войска поступит новое ракетное вооружение - стратегическое и оперативно тактическое; такие системы, как 'Ярс', 'Булава' и 'Искандер-М'", - рассказал премьер в конце марта 2011 года.

Заниматься модернизацией "оборонки" будет специальная межведомственная рабочая группа, сформированная в декабре 2010 года. Ее возглавил Иванов. В состав нового органа вошли представители "Росатома", "Ростехнологий", Роскосмоса, Министерства промышленности и торговли, Министерства обороны, Министерства финансов, Министерства экономического развития, Федеральной службы по тарифам, Совета безопасности, а также руководители оборонных комитетов Госдумы и Совета Федерации.

Программы, программы

Поможет ли новая федеральная целевая программа достичь всех тех целей, которые обрисовал Путин перед депутатами, не ясно. Но вся надежда, очевидно, возлагается на это. Рассказывая о том, как можно поднять "оборонку", премьер заявил: "Отдельные технологии, образцы, наверное, можно закупать за рубежом, даже нужно. Но мы должны понимать, что перспективную технику последнего поколения никто нам не продаст. Да и мы сами выставляем на мировой рынок вооружений далеко не все, чем мы располагаем".

После этих слов, Путин пояснил: "Считаю, что средства оборонного бюджета страны не должны, конечно, уходить за рубеж. В своей подавляющей массе они должны работать в России, подпитывать нашу промышленность и науку, создавать новые, технологичные, высокие по качеству рабочие места". Одним словом, деньги выделены, задачи поставлены, будьте любезны исполнять. При этом премьер как-то умолчал, что помимо выделения "беспрецедентной суммы" необходимо еще иметь четко проработанный план действий, чтобы получить желаемый результат. Есть ли у правительства такой план, не понятно.

В рамках госпрограммы вооружений 2006-2015 годов планировалось выделить на "оборонку" пять триллионов рублей, причем инвестирование основного объема средств почему-то было запланировано на вторую пятилетку. В результате, госпрограмма провалилась, а правительству спустя всего пять лет после начала ее действия пришлось принимать новую. "Доведение средств до предприятий ОПК должно выполняться ритмично и в срок. Тут, безусловно, есть проблемы, на них депутаты справедливо указывают. Будем брать это под особый контроль", - пообещал Путин, не уточнив, как именно это будет сделано.

Госпрограмма вооружений на 2011-2020 годы подразумевает выделение средств и на покупку зарубежной техники. В частности, планируется выделение средств на покупку у Франции двух готовых десантных вертолетоносных кораблей-доков класса "Мистраль" и строительство двух таких же кораблей в России. Кроме того, у Франции же планируется приобрести ограниченную партии экипировки "солдат будущего" FELIN. В числе других запланированных зарубежных покупок будут и итальянские бронетранспортеры Iveco LMV Lynx. Объем покупки машин для российских военных составит 1775 единиц.

Говоря о гособоронзаказе, российский премьер рассказал, что объем финансирования будет распределяться следующим образом: 80 процентов военных заказов Министерство обороны России оплатит в первую половину года, а остальные 20 процентов оставит на вторую, "чтобы предприятия стимулировать к работе". Почему таким же образом нельзя было поступить и с госпрограммой вооружений на 2011-2020 годы, Путин не рассказал.

А вот основное финансирование ФЦП, по словам Поповкина, снова запланировано на вторую пятилетку; до 2015 года российские оборонные предприятия получат лишь 700 миллиардов рублей, чтобы получить возможность заключить контракты на поставку вооружений и военной техники после 2015 года. Благодаря небольшому финансированию, пояснил замминистра, компании смогут взять кредиты в банках для исполнения будущих контрактов. О том, что, именно из-за такой схемы финансирования провалилась предыдущая госпрограмма вооружений, Поповкин умолчал.

Следует отметить, что затягивание сроков вообще характерно для Министерства обороны России. Соглашения в рамках гособоронзаказа на год нередко заключаются во втором квартале года, из-за чего предприятиям ОПК приходится стараться, чтобы успеть исполнить контракты в срок. В частности, "Уралвагонзавод" контракт Министерства обороны России на 2011 год получил только 15 марта. Впрочем, военные не видят в таком положении вещей каких-либо серьезных недостатков - переговорный процесс, как правило, осложняется согласованием стоимости и комплектации техники, а значит, позднее подписание контрактов - вина не только Министерства обороны.

При этом споры относительно качества и современности поставляемой военной продукции в последнее время обострились. Вспомнить хотя бы неприятное высказывание главкома Сухопутных войск Александра Постникова о танках Т-90. По словам Путина, сложности, связанные со спором между ОПК и Минобороны, о том, что именно и в каком количестве надо покупать, действительно существуют. Видимо, имелось в виду, что предприятия "оборонки" настаивают на увеличении объемов закупки военной техники, а Министерство обороны этого не желает. В частности, тот же "Уралвагонзавод" в 2011 году заказа на Т-90 не получил; предприятие будет заниматься модернизацией танков Т-72Б.

После высказывания Путина о споре между ОПК и Минобороны один из депутатов предложил премьеру поездить на Т-90. "Вы знаете, я уже на чем только не ездил, не летал - и на подводной лодке, на самолетах. Не для удовольствия, а именно для того, чтобы показать, что у нас надежная, хорошая, эффективная для современного ведения боя техника. И на танках я тоже ездил", - парировал Путин.

В целом, получается, что для исполнения задуманного, правительству, Министерству обороны и многим другим ответственным органам придется решить множество комплексных задач, включая жесткое планирование сроков, распределение финансирования и борьбу с коррупцией. В противном случае новые программы вооружений и модернизации "оборонки" тоже окажутся проваленными и властям вновь придется пересматривать планы.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше