22 апреля в совет директоров кировского Вятка-банка была избрана Тина Канделаки, популярная телеведущая и член Общественной палаты России. Сам Вятка-банк в федеральных СМИ почти никогда и не упоминался, но с приходом Канделаки у банка появилась возможность привлечь и новых клиентов, и внимание информационных агентств. В России подобная практика в последнее время становится все более и более популярной.
Вятка-банк является одним из крупнейших кредитных учреждений Кировской области. С начала 2008 года крупнейшим акционером банка (90,7 процента акций) через кипрскую компанию является бывший член совета директоров Бинбанка Григорий Гусельников, который поставил перед собой задачу вывести кредитную организацию на федеральный уровень. В этом-то Гусельникову и поможет Тина Канделаки.
Как пишет "Коммерсантъ", Канделаки будет заниматься "управлением имиджа банка и разработкой креативной стратегии развития". От более подробных комментариев Канделаки и представители Гусельникова воздержались.
Источники газеты утверждают, что Канделаки будет заинтересована в успехе проекта хотя бы потому, что сама вошла в уставный капитал Вятка-банка. Ей, как утверждает газета, принадлежит немногим более 1 процента акций банка. Покупала ли Канделаки акции банка на свои средства, не сообщается.
Идея пригласить Канделаки принадлежит Гусельникову - председателю совета директоров Вятка-банк. Не исключено что Канделаки как публичная персона привлечет внимание к банку, тем более что в качестве разовой акции появление Канделаки в совете директоров Вятка-банка уже выстрелило. Впрочем, для позиционирования банка на федеральном уровне этого явно недостаточно.
Сейчас кировский банк в рэнкинге "Интерфакса" занимает 184 место по величине активов, а по величине собственного капитала еще более скромное - 262-е. Менеджерам и акционерам придется тащить банк в первую сотню самостоятельно, хотя в компании с Канделаки делать это, наверное, будет куда приятнее.
Канделаки стала далеко не первой российской знаменитостью, вошедшей в банковский бизнес. В 2010 году акционерами московского банка "АБ Финанс" (по данным "Интерфакса", 220 место по объему активов), ранее называвшегося "Агроимпульс", стали актер и режиссер Федор Бондарчук, а также основатель сети кинотеатров "Кронверк Синема" Эдуард Пичугин. Каждый из новоявленных банкиров купил по 15,04 процента акций кредитной организации.
Бондарчук пояснял, что банк (по его словам, небольшой, но стабильный) будет использоваться "как инструмент" при строительстве сети кинотеатров в малых городах страны - "Кино Сити". Однако с тех пор особого рвения рекламировать свой новый бизнес режиссер не проявлял. Бондарчук и сейчас считает, что использовать свои "репутацию, лицо" пока еще преждевременно, но в будущем вполне может прибегнуть к этому средству. Короче говоря, бизнес - бизнесом, а имидж врозь.
Мотивы трудоустройства в банковскую сферу Анны Чапман - еще одной российской "знаменитости" - вообще неясны. В октябре 2010 года стало известно, что она работает советником президента Фондсервисбанка по инвестициям и инновациям. О чем идет речь, толком не сообщалось, но известно, что Фондсервисбанк тесно связан с космической отраслью. В список же проектов Чапман, по некоторым данным, входит работа над спасением Земли от уничтожения "космическими объектами".
Зато решение футболиста "Зенита" Сергея Семака купить в 2009 году 6,9 процента акций в Донактивбанке является куда более прозаичным. По-видимому, Семак просто решил вложить свободные деньги, хотя объект для инвестиций он выбрал довольно небольшой (675 место в рейтинге российских банков по объему активов). Донактивбанк не имеет связей с космосом, как не участвует и в строительстве киноклубов. Банк примечателен только тем, что его председатель правления и председатель совета директоров как-то угодили в СИЗО за финансовые махинации.
Банкам, как, впрочем, и другим финансовым организациям, от акционеров-звезд и сотрудников-звезд польза, конечно же, есть. Но владельцам кредитных организаций стоит помнить, что имидж звездного сотрудника зачастую может оказаться сильнее бренда самого банка. В качестве положительного примера можно привести банк "Тинькофф Кредитные Системы", который принадлежит предпринимателю Олегу Тинькову.
Главный акционер, до невозможности распиаривший себя в СМИ и блогосфере, уже несколько лет работает на бренд своего банка, став, по сути, лицом собственного детища. В качестве сомнительной альтернативы преуспевающему Тинькову можно привести назначение той же Чапман, хотя, конечно же, это дело вкуса.
Самый богатый опыт такого рода накопила компания "Евросеть", также активно нанимающая звезд. В прошлом году "Евросеть" назначила актера Ивана Охлобыстина на место креативного директора компании, который теперь без устали рекламирует телефоны, хотя и "креативом" тоже успел пару раз шокировать доверчивых журналистов.
Еще раньше среди акционеров "Евросети", также предоставляющей финансовые услуги, затесалась Ксения Собчак. Пусть акций у нее менее 0,1 процента, но это тоже повод для новостных изданий упомянуть компанию. Разница в том, что Вятка-банку до федерального уровня еще далеко, а транснациональная "Евросеть", напротив, уже может позволить себе работать с отдельными рынками, нанимая Охлобыстина специально для России.
Понятно, что появление в банке известной телеведущей или кинорежиссера вряд ли сможет моментально поднять кредитную организацию на верхние строчки финансового "хит-парада". С другой стороны, небольшие российские банки демонстрируют, что они готовы пробовать новые пути продвижения на рынке и не боятся экспериментировать. Тина Канделаки в совете директоров - это тоже своего рода инновация в банковском бизнесе.