Бензоколонка для победителя Чиновники нашли способ ликвидировать дефицит бензина

Российские нефтяные компании в мае прекратят поставки бензина в другие страны, чтобы ликвидировать дефицит топлива внутри страны. Об этом договорились чиновники Минэнерго и представители нефтяных компаний. Для того, чтобы джентльменское соглашение было выполнено, правительство фактически ввело заградительные пошлины на экспорт бензинов. Не исключено, что российским бензоколонкам от этого станет только хуже.

Бензиновый кризис в России, который начался в минувшие выходные в десятках регионов России, вынудил правительство спешно искать выход из сложившейся ситуации.

28 апреля премьер-министр России Владимир Путин поручил повысить с мая экспортные пошлины на нефтепродукты, снизив при этом налог на добычу полезных ископаемых или акцизы на топливо. Таким образом правительство хочет выровнять доходность экспортных и внутренних поставок бензина, разница в которой с начала года была основным стимулом для нефтяников наращивать экспорт нефтепродуктов. Снижение же фискальной нагрузки, если оно вообще произойдет (Минфин и регионы наверняка выступят против), позволит нефтяным компаниям компенсировать убытки за счет снижения налоговой нагрузки.

Утром 29 апреля стало известно, что экспортная пошлина на российский бензин с 1 мая вырастет сразу на 44 процента - до 408,3 доллара за тонну. В результате пошлина на бензин составит 90 процентов от ставки пошлины на нефть, которая будет установлена в мае. Ранее предполагалось, что пошлина на светлые нефтепродукты с 1 мая вырастет с нынешних 283,9 до 304 долларов за тонну. Источники "Ведомостей" указывают, что сроки действия повышенной пошлины не установлены, но предполагается, что правительство продержит ее от 2 до 5 месяцев.

Сейчас бензин уходит за рубеж, так как экспортные поставки оказались для нефтяников выгоднее внутренних на несколько тысяч рублей за тонну в зависимости от региона. Введение пошлины защитит поставки на внутренний рынок при росте цен на нефть, хотя и не сильно снизит доходы нефтяников, которые они в основном получают от экспорта дизтоплива и мазута. Более того, по мнению управляющего директора IHS CERA Сергея Вакуленко, которое приводят "Ведомости", российские нефтяники могут перенастроить НПЗ на увеличение выпуска керосина и дизтоплива, вывоз которых окажется значительно выгоднее.

Версий о причинах неожиданного исчезновения бензина в регионах за прошедшую неделю появилось множество. Вице-президент "Лукойла" Леонид Федун, к примеру, заявил, что ажиотажный спрос на топливо вызван ростом продаж автомобилей на 30-40 процентов. В свою очередь, антимонопольная служба полагает, что виной всему картельный сговор.

В Минэнерго, впрочем, указывают, что основной причиной топливного кризиса в регионах является увеличение экспорта нефтепродуктов на 67 процентов. Кроме того, чиновники указывают, что часть российских НПЗ до сих пор не готовы перейти на выпуск для российского рынка бензина "Евро-3", как того с 1 января 2011 года требуют российские технические регламенты. Все это оказалось помножено на плановые ремонты на нескольких НПЗ в стране.

Рост экспорта нефтепродуктов, а, соответственно, и дефицит, спровоцировало февральское решение правительства вмешаться в ценообразование на внутреннем рынке. С февраля 2011 года, согласно решению правительства, бензин на заправках крупнейших нефтяных компаний в стране отпускается по заниженным ценам. В итоге экспорт бензина, стремительно увеличившийся после директивы снизить цены на внутреннем рынке, оставил без доступа к оптовому рынку независимые сети АЗС.

Дело в том, что эти АЗС покупали партии топлива в основном по прямым договорам у нефтяных компаний, но после февральского распоряжения правительства нефтяные компании ограничили продажи по прямым договорам. На бирже же цены на топливо резко выросли. В результате независимые АЗС, купившие топливо на торгах, не выдерживают конкуренции с заправками нефтяных компаний, которые все еще держат цены на бензин на более низком уровне.

Предложенные властями меры вряд ли смогут быстро стабилизировать топливный рынок. Дело в том, что даже полный отказ от экспорта бензинов в мае не ликвидирует дефицит, который накапливался несколько месяцев.

По расчетам агентства Reuters, основанных на статистике Минэнерго, с апреля по октябрь внутренний рынок России потребляет более 90 процентов производимых в стране автобензинов. Поэтому прекращение экспорта даст внутреннему рынку в мае дополнительно менее 10 процентов к обычному объему потребления, или около 200 тысяч тонн, что примерно втрое меньше накопившегося только за первый квартал дефицита.

Впрочем, эксперты, опрошенные газетой "Коммерсантъ", уверены, что принятых правительством мер вполне достаточно для снятия остроты ситуации. Емкость внутреннего рынка высокооктановых бензинов (А-92-95) в 2010 году составила 28,7 миллиона тонн, при общем производстве в 30,6 миллиона тонн.

Как будет развиваться ситуация, пока не ясно. Правительство может вернуть рыночные цены, но это чревато высокими ценами на заправках. Пошлины и запрет на экспорт бензина, конечно, заставят нефтяных мейджоров увеличить поставки на свои бензоколонки, но независимым операторам АЗС, которые в некоторых регионах России контролируют до половины всего рынка, от этого лучше не станет. Зато крупные нефтяные компании смогут за их счет увеличить свои сбытовые сети.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше