27 мая многие пользователи не смогли подключиться к популярному сервису интернет-телефонии Skype. Клиент Skype "вылетал" при попытке запуска либо зависал, едва запустившись. Решение было найдено почти сразу. Тем не менее, блогеры поспешили связать сбой с недавней новостью о покупке Skype корпорацией Microsoft.
Известие о сбое не получило бы такого резонанса, если бы большинство пользователей Skype не были одновременно и пользователями твиттера. Создается ощущение, что фразу "а скайп-то сломался" ретвитнули в своих микроблогах даже те, кто в четверг с сервисом вообще не работал и не собирался.
По сообщениям в твиттере получается восстановить следующую картину событий. Проблемы со Skype начали возникать около 15:20 по московскому времени. Большинство пользователей утверждали, что их "выкинуло" в процессе работы с программой. При попытке запустить клиент повторно выдавалось сообщение об ошибке. Второй вариант развития событий – Skype запускался, но зависал на стадии загрузки контакт-листа. Ни о каких звонках в этом случае, конечно, речи не шло.
Справедливости ради следует оговориться, что "упал" Skype не у всех. То и дело раздавались возгласы "А у меня почему-то все работает", но они терялись в общем потоке жалоб и ехидных комментариев.
Первый промежуточный вывод, который можно сделать, - налицо колоссальная скайпозависимость населения, причем не только среди "домашних" пользователей, но и в компаниях. Отсюда многочисленные посты в твиттере типа "Скайп не работает у половины офиса, работа встала, как лечить?!" К тому же сервис, кажется, вытесняет с рабочих компьютеров традиционные джаббер и аську: "Skype накрылся, теперь придется разговаривать с коллегами вслух?!"
Осознав, что сбой глобален, а не ограничивается стенами их дома или конторы, блогеры приступили к анализу происшедшего. Выяснилось, что крушение программы нельзя связать с конкретной платформой или версией клиента. Сходные проблемы регистрировались и у пользователей Windows, и у маководов, и у линуксоидов. Мобильные клиенты Skype, кажется, затронуты не были - по крайней мере, об этом говорят результаты полевого тестирования в редакции "Ленты.ру".
Масла в разведенный блогерами огонь подлил сайт Skype.com, который временами был недоступен - возможно, не выдерживал наплыва пришедших туда в поисках ответа пользователей. И стандартное веселое сообщение "Hi, our server has taken a short break" ("Привет, наш сервер решил взять небольшой перерыв") смотрелось на нем, мягко говоря, не совсем уместно.
Далее, как водится, начали искать виноватых. Одна из первых озвученных блогерами версий гласила, что сбой - это происки ФСБ (в апреле один из сотрудников ведомства имел неосторожность заметить, что в России следует заблокировать сервисы Skype и Gmail; впоследствии его руководители от этих слов открестились). Впрочем, эта теория скоро была забыта в пользу более свежего события - новости о покупке Skype корпорацией Microsoft.
О сделке Skype с Microsoft было объявлено 10 мая. По ее условиям, за сервис интернет-телефонии корпорация заплатит восемь с половиной миллиардов долларов. В Microsoft, конечно, не могли не предвидеть поток заявлений о том, что теперь Редмонд "подомнет Skype под себя", поэтому спешно пообещали поддерживать версии Skype для "чужих" платформ. В правдивости этого высказывания пришлось усомниться довольно скоро. 24 мая, то есть спустя две недели после объявления о сделке, Skype сообщил о прекращении сотрудничества с коммуникационной платформой Asterisk.
Почему Microsoft в глазах пользователей стала главным виновником сбоя Skype, догадаться несложно - дело в имидже компании. "Руки корпорации дотянулись и до скайпа", "Мелкомягкие начали внедрять в скайп свои фирменные баги", "Билл Гейтс отрубает скайп на нелицензионных Windows" - блогосфера редко демонстрирует подобное единодушие в оценках.
А исцелить Skype на деле оказалось довольно легко. Клиент возобновлял работу в нормальном режиме, если пользователь удалял из служебной папки программы файл Shared.xml. Инструкция о том, как отыскать пресловутый файл в недрах ОС, стала в блогах своеобразной мантрой: буквосочетания C:\Users\%username%\AppData\Roaming\Skype и ~/Library/Application/Support/Skype не перепечатал у себя только ленивый. Чуть позже такой способ "лечения" был признан официально: стереть Shared.xml порекомендовала пользователям в своем блоге сама компания Skype. На следующий день она выпустила патч для Windows-версий клиента. Аналогичное обновление ожидается и для версий для Mac OS.
Что именно стало причиной сбоя, точно до сих пор неясно. До конца дня 27 мая Skype не успела опубликовать разъяснение по этому поводу и ограничилась лишь заявлением о том, что источник проблем установлен. Очевидно лишь то, что виновником вряд ли является Microsoft. Во-первых, с момента объявления о покупке Skype прошло чуть более двух недель и сделка еще не утверждена регуляторами - маловероятно, что корпорация уже успела как-то повлиять на работу сервиса. Во-вторых, по-крупному Skype "падал" и раньше - и без всякого участия Microsoft. Последний серьезный сбой произошел в декабре 2010 года, когда сервис не работал более суток. Менее памятен отказ Skype в августе 2007 года - тогда он "пролежал" два дня.
Тем не менее, выводы из этой истории Microsoft, безусловно, должна сделать. Например, подумать о своем образе в глазах пользователей и решить, как его улучшить. Один из способов - обеспечить бесперебойную работу Skype. Всегда и на всех платформах.