Дуэт Трея Паркера и Мэтта Стоуна можно назвать одним из самых успешных творческих тандемов современности (ну, после Бивиса и Баттхеда, конечно). Ведь они не только не перестают радовать поклонников сериала "Южный парк" новыми сериями, но и продолжают плодотворно трудиться за пределами своей мультяшной деятельности. Например, не так давно они поставили мюзикл "Книга мормона", а затем стали триумфаторами премии "Тони", так называемого театрального "Оскара".
Мэтт Стоун и Трей Паркер знакомы широкой публике как создатели смешного, едкого и увлекательного сериала "Южный парк". Зрители мультфильма всегда знают, чего ожидать от творцов телевизионного шоу о жизни простых американцев из штата Колорадо: социальной и политической сатиры, много песен и временами даже плясок, а также издевательств над канадцами, мексиканцами, любителями компьютерных игр, руководителями государств, главами корпораций и приверженцами разнообразных религиозных течений.
Как правило, больше всего от Паркера и Стоуна достается сайентологам, а также мормонам. С последними у двух американцев с запредельным чувством юмора вообще особые отношения - мормоны неоднократно служили источником вдохновения для создателей "Южного парка". Столь внимательное отношение к приверженцам Церкви Иисуса Христа Святых последних дней объясняется наличием в биографии Паркера романа с девушкой-мормонкой.
Биографы Паркера утверждают, что в юности он был крепко влюблен в свою подругу-мормонку и очень болезненно переживал расставание с ней. Как и положено творческим людям, Паркер свою боль не забыл и нашел ей применение - страдания американца прошли через его внутренний заводик по производству сарказма и иронии и на выходе превратились в фильм "Капитан Оргазмо", вышедший в 1998 году.
В картине, созданной Паркером совместно со Стоуном, рассказывается история молодого мормонского миссионера в идеально отглаженной рубашке, который, преодолевая стеснение, стыд и религиозные запреты, снимается в порнографическом фильме, чтобы как следует подзаработать на свадьбу со своей невестой (само собой, мормонкой). По ходу дела проповедник и его друг раскрывают в себе таланты истинных супергероев и, вооружившись секс-игрушками, побеждают порнографическое зло в лице создателя фильмов для взрослых и его приспешников.
Позднее к теме мормонов Паркер и Стоун вернулись в 2003 году, создав о них серию "Южного парка" под названием "Все о мормонах". В ней, в частности, вольно и, разумеется, смешно рассказывается история основания религии мормонов Джозефом Смитом, которому, согласно учению церкви Святых последних дней, ангел лично передал священный текст с не попавшими в Библию подробностями, ту самую Книгу мормона.
Надо сказать, что Паркер и Стоун, хоть и беспощадно высмеивают взгляды мормонов на жизнь, но все же стараются показывать приверженцев этого религиозного течения как пусть и странноватых, однако же безобидных, наивных и даже милых людей.
Основной же поток сатиры направлен как раз на основателя церкви Святых последних дней - Джозефа Смита, образ которого Паркер и Стоун уже давно собирались "прибрать к рукам" и положить в основу чего-то более масштабного, чем просто комедийный фильм о мормонах или очередная серия "Парка".
В общем, в 2003 году они повстречали единомышленника, Роберта Лопеса (он был одним из создателей мюзикла "Авеню Кью", шедшего на Бродвее). С Лопесом тандем обсудил возможность превратить учение Смита в какую-нибудь забавную историю, но тогда никакой конкретики в планах троицы не было. Однако вскоре все вовлеченные в проект люди поняли, что им необходимо поставить мюзикл о мормонах, и работа началась.
Правда, даже через пять лет после старта никаких видимых результатов еще не было. Паркер, Стоун и Лопес вкладывали деньги во что-то под названием "Книга мормона", но не были уверены, что проект вообще принесет хоть какие-то плоды. И тут им на помощь пришел их коллега и продюсер Скотт Рудин (он помогал ребятам с полнометражным "Южным парком", снятом в формате мюзикла). Первоначально Рудин не собирался отправлять спектакль на Бродвей, однако затем передумал и решил, что нужно ставить мюзикл на сцене бродвейского театра.
Рудин объяснил свой выбор тем, что лучше всего Паркеру и Стоуну работается в условиях сильного стресса, при необходимости дотянуться до высоко поднятой планки. Короче говоря, в ноябре 2010 года создатели "Книги мормона" взяли в охапку свои семьи и перебрались из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где серьезно принялись за дело.
В основу сюжета "Книги мормона" легла придуманная Паркером и Стоуном история о двух миссионерах, которые волею судеб попадают в Уганду, где им приходится обращать в свою веру бедное, больное и, само собой, не заинтересованное в учении Джозефа Смита население. Один из героев мюзикла - старейшина Кевин Прайс - типичный приверженец мормонского движения в представлении создателей "Южного парка": целеустремленный, набожный, красивый и уверенный в себе. Другой, Арнольд Каннингэм, - простоватый неуверенный в себе толстяк со склонностью к приукрашиванию всего того, о чем он говорит.
Словом, их пути пересекаются в Уганде, куда их отправляют с проповеднической миссией. Правда, Прайс мечтал отправиться в Орландо, а Каннигэму вообще было все равно, лишь бы с ним кто-нибудь общался. В Уганде у ребят дела идут не особенно весело - никто ничего и знать не хочет ни о каком Смите, не говоря уже о нежелании местных жителей становиться мормонами.
Поначалу старейшины не очень довольны результатами своей миссионерской деятельности, но потом ситуацию исправляет Каннигэм, который начинает рассказывать угандийцам истории из Книги мормона, сдобренные его собственными дополнениями в виде отрывков из серий "Звездных войн" и "Властелина колец".
Такие истории их слушателям приходятся по нраву, и они решают превратиться в мормонов. Правда, сам Арнольд сомневается в правомерности своих действий, но успокаивает себя тем, что этот небольшой обман пошел на пользу дела Джозефа Смита. Впрочем, вскоре выясняется, что жителей Уганды, поверивших в приключенческие россказни Арнольда, нельзя считать настоящими мормонами, однако это совершенно не печалит новообращенных. Они выступают в защиту Арнольда, утверждая, что главная ценность религии не в том, чтобы доносить некую истину до людей, а в том, чтобы помогать им. В конечном итоге все счастливы. Конец.
Короче говоря, главная мысль, как всегда у Паркера и Стоуна, проста, понятна и имеет прикладную ценность. За это, наверное, многие и любят "Южный парк" и "Капитана Оргазмо". А мюзикл позволил творческому дуэту и их партнерам развернуться на полную катушку в жанре "сегодня мы многое поняли", что и было отмечено девятью премиями "Тони".
Впрочем, не все были в восторге от "Книги мормона". Как все уже догадались, критически о мюзикле высказались сами последователи церкви Святых последнего дня. Во-первых, они заявили, что музыкальный спектакль, быть может, и способен кого-то развеселить, но вообще-то сам манускрипт под названием "Книга мормонов" был создан не для развлечения, а для того, чтобы люди имели возможность быть ближе к Иисусу Христу.
Во-вторых, мормоны нашли в мюзикле создателей "Южного парка" множество ошибок и неточностей, которые, по их мнению, поданы как часть истории основания религиозного течения. В частности, их не устроило то обстоятельство, что в одной из частей постановки Джозеф Смит с сожалением поет о невозможности показать людям пластины с писаниями, переданные ему ангелом Морони. Мормоны, ознакомившиеся с постановкой, напомнили Паркеру и Стоуну, что вообще-то писания видели по меньшей мере 11 человек, но об этом нет даже упоминания в текстах песен мюзикла.
Но на это Мэтт и Трей ответили в своем стиле: "Ну да, мы, в общем-то, так и думали. Они [представители церкви Святых последних дней] нас не подвели", - намекая на то, что ничего удивительного в поведении мормонов нет. Паркер и Стоун знают, что говорят - ведь они всю свою жизнь только и делают, что постоянно обижают всех вокруг.