Деловая часть авиасалона Ле Бурже принесла сразу несколько новых рекордов в истории авиационных выставок: сказался выход мировой авиаиндустрии из кризиса. Если в 2009 году французский авиасалон проходил в то время, когда перевозчики готовились к рекордным убыткам, то сейчас, спустя два года, они уже подсчитывают доходы от крайне успешного 2010 года. "Лента.Ру" представляет мини-рейтинг событий деловой части Ле Бурже.
9. Рекордное количество участников
Впервые за почти столетнюю историю французского авиасалона Ле Бурже собрал более 2100 компаний-участниц. Один из самых больших павильонов традиционно сняла Россия: "Ростехнологии", которые выступили организаторами отечественной экспозиции, арендовали 1700 квадратных метров.
Правда, каких-то мощных новинок "Ростехнологии" на авиасалон не привезли: как отмечали представители компании в интервью газете "Ведомости", знакомство с российской авиатехникой на Ле Бурже происходило в основном "с помощью мультимедийных презентаций, макетов, видеофильмов, рекламных акций, постеров и плакатов".
"Мультимедийные презентации" не смутили главного гостя российской экспозиции - премьер-министра России Владимира Путина. Ранее он посещал только авиасалон МАКС в Жуковском (он проходит на два месяца позже Ле Бурже), но в этом году Путин, видимо, решил, съездить и туда, и туда. Во всяком случае, сложно представить, что он, посетив французский авиасалон, откажется от аналогичного мероприятия в России.
8. Сломанное крыло Airbus
Для европейского авиастроительного гиганта, который стал главным ньюсмейкером Ле Бурже (см. пункты №6 и №1), авиасалон начался не слишком удачно. 19 июня, за день до торжественного открытия авиасалона, A380, самый большой пассажирский лайнер в мире, во время рулежки задел крылом одно из зданий аэропорта.
Здание, по всей видимости, особо не пострадало, а вот A380 пришлось чинить. Между тем, A380 как гордость европейского авиапрома должен был участвовать в демонстрационных полетах. В компании быстро сориентировались и попросили Korean Air одолжить им свой A380. А к третьему дню авиасалона "выздоровел" и тот лайнер, который должен был летать изначально: крыло ему оперативно починила команда из 30 техников Airbus.
7. Вода в цветах российского флага
Собственно, эта история имеет лишь косвенное отношение к бизнесу, но слишком уж она показательная, чтобы ее пропустить.
На авиасалоне в Ле Бурже в рамках демонстрационных полетов должен был выступать российский самолет-амфибия Бе-200. Россияне решили наглядно показать французам, как работает такой самолет во время пожаров: набрать в него воды и выпустить ее во время полета. Чтобы зрелище получилось красочным, в России решили раскрасить воду в цвета российского (и, кстати, французского) флага.
Французов "изюминка" от Бе-200 насторожила. Местные чиновники долго совещались: как объяснил летчик-испытатель самолета Евгений Юрасов, причиной дискуссий стала экология - в Париже не захотели, чтобы цветная вода сбрасывалась на местную траву. Изначально сообщалось, что Бе-200 цветную воду запретили, но, судя по кадрам с последних дней Ле Бурже, на самом деле самолет выполнил программу в первоначальном варианте.
6. Из Парижа в Токио за 2,5 часа
На авиасалоне в Ле Бурже все желающие могли ознакомиться с новинкой Airbus – гиперзвуковым самолетом "Zero Emission Hypersonic Transportation" (Zehst). Предполагается, что Zehst сможет перевозить от 50 до 100 пассажиров из Парижа в Токио за два с половиной часа.
Летать Zehst будет на высоте в 32 километра. Для сравнения, обычные лайнеры сейчас выполняют полеты на высоте в 10 километров.
Ждать первого полета лайнера, чем-то похожего на космический корабль, придется долго: в 2020 году построят первый прототип, а к 2050 году Zehst будет перевозить пассажиров. Впрочем, будет или нет - вопрос открытый: слишком уж много пока в Zehst непонятного, особенно в части окупаемости. Но для любителей помечтать в интернете уже выложена видеопрезентация Zehst.
5. Биотопливо
Как отмечает портал Ain Online, если использование биотоплива в авиации на Ле Бурже-2009 только обсуждалось, то на авиасалоне через два года оно уже стало реальностью.
Так, в рамках Ле Бурже был совершен первый трансатлантический рейс на Gulfstream G450, для полета которого использовалась смесь из биотоплива и авиационного керосина в пропорции 50 на 50.
Кроме того, на авиасалоне был представлен и Boeing 747-9F, который использует 85 процентов авиакеросина и 15 процентов биотоплива. Наконец, американская компания Sapphire Energy объявила, что к 2014 году будет способна производить по 20 тысяч баррелей биотоплива в сутки.
Биотопливо, безусловно, очень привлекательно для авиакомпаний: оно в перспективе позволит снизить зависимость перевозчиков от мировых цен на нефть. Вот только когда это произойдет, сказать сложно: у использования биотоплива в промышленных масштабах есть и критики. Их главный аргумент: из-за биотоплива в мире подорожают продукты питания.
4. Многомиллиардные контракты Boeing
Нельзя сказать, что Boeing на авиасалоне в Ле Бурже удивил чем-то особенным. Но все же американская авиакомпания заключила контракты на 142 лайнера на общую сумму в 22 миллиарда долларов, то есть на сумму, недоступную ни одному самолетостроителю в мире, кроме Airbus.
Большинство заказов Boeing пришлось на B 737. Не стал исключением и контракт с российской UTair - один из крупнейших клиентов Boeing в России заказал сразу 40 лайнеров 737 NG (Next Generation). Сумма сделки составила в каталожных ценах 3,3 миллиарда долларов. Теперь Utair среднемагистральными самолетами укомплектован под завязку и с очередными контрактами на рынок может выйти еще не скоро.
Среди других партнеров Boeing, которые заключили контракты на Ле Бурже, стоит отметить российский "Аэрофлот". Правда, этот контракт оказался гораздо скромнее, чем соглашение с UTair: крупнейший авиаперевозчик страны заказал всего восемь Boeing-777-300ER.
3. Спрос на Superjet
По данным источников "Ведомостей", на Ле Бурже "Гражданские самолеты Сухого" могли продать 10 Superjet, причем не авиакомпании, а некоей российской организации, возможно даже банку. В итоге о сделке объявлено не было, зато Superjet теперь будет летать в Индонезии и Италии: местные Sky Aviation и Blue Panorama Airlines заказали по 12 российских лайнеров каждая.
Кроме того, газета "Коммерсантъ" сообщила, что американская Delta Airlines обратилась в "Объединенную авиастроительную корпорацию" с предложением о покупке 100 Superjet. Правда, аналогичные предложения были разосланы и другим самолетостроительным корпорациям, например, Boeing, Airbus, Embraer и Bombardier. Так что "Сухого" за контракт американцев ожидает конкуренция со стороны тех компаний, которые уже давно находятся на рынке. Если у Superjet получится выиграть в конкурсе, это будет настоящим прорывом для российской авиации.
2. Спрос не только на Superjet
За последние годы все привыкли, что у России нет экспортных гражданских самолетов. Возрождение отрасли должно начаться (и, по всей видимости, началось) с Sukhoi Superjet 100. Но при этом у российских самолетостроителей есть и другие разработки, которые могут оказаться очень перспективными.
В частности, проект среднемагистрального самолета МС-21 от "Иркута", уже оценили в Ryanair - главном авиаперевозчике-дискаунтере в мире. По данным того же "Коммерсанта", ирландская авиакомпания начала переговоры о приобретении двух сотен МС-21. Поставки нового российского лайнера начнутся только в 2016 году, так что МС-21 в раскраске Ryanair европейцы увидят еще не скоро. Тем не менее, сам факт обращения Ryanair в "Иркут" свидетельствует о повышении престижа российских самолетостроителей.
Рекорды Airbus
Европейский самолетостроительный холдинг подписал на Ле Бурже столько контрактов, что только одно их перечисление заняло бы целую страницу. Остановимся только на нескольких: AirAsia согласилась купить у европейцев сразу 200 A320neo, а с индийской IndiGo удалось заключить контракт на 180 самолетов.
В сумме Airbus получил заказов на самолеты на общую сумму в 72 миллиарда долларов. Из нее 44 миллиарда долларов - это твердые контракты, а оставшиеся 28 миллиардов прописаны в меморандумах о намерениях.
Своим успехом Airbus обязан новейшей разработке - А320neo. В компании еще в конце 2010 года объявили, что намерены сделать новую версию своего самого популярного лайнера. Он станет главным конкурентом B-737 NG (Next Generation) от Boeing. Судя по Ле Бурже, в него авиакомпании верят больше, чем в новинку американцев.