В понедельник, 11 июля, в России вступят в силу новые требования Федеральной таможенной службы относительно правил оформления посылок, в том числе почтовых отправлений. В соответствии с требованиями ФТС главная почтовая служба страны лишается ранее действовавшего права на прохождение досмотра товаров вне очереди. Таким образом, как считают таможенники, "Почта" будет работать быстрее. Однако почтовики уже предупредили, что сроки доставки международных посылок и писем только увеличатся.
Претензии "Почты России" вызвал приказ номер 715, в котором предусмотрено, что международные почтовые отправления перемещаются на временное хранение, если почтовики не успевают вовремя их задекларировать. Как пояснили в пресс-службе "Почты России" газете "Коммерсантъ", "по новым правилам, если в течение трех часов не проведены процедуры таможенного декларирования, посылки отправляются на склад временного хранения".
В "Почте" отметили, что задекларировать посылки и письма за три часа "нереально", поэтому товары будут "курсировать между пунктом обмена и складом, что неизбежно увеличит срок доставки". "Объем операций, который нужно проделать, чтобы исполнить требования приказа, займет от 12 до 24 часов в зависимости от вида отправлений. Фактически мы будем вынуждены направлять на временное хранение все поступающие из-за рубежа отправления", - рассказали в пресс-службе "Почты" газете "Московские новости".
В официальном пресс-релизе, выпущенном 6 июля почтовой службой, говорится, что "такой подход не учитывает технологических возможностей подготовки больших объемов почтовых отправлений к оформлению, а также действующих правил Всемирного почтового союза, интересов потребителей и особенностей предоставления услуг почтовой связи". "Почта России делает все возможное для обеспечения качественного сервиса для пользователей услуг международной почтовой связи", - добавляют почтовики, однако, по их мнению, приказ ФТС "может свести на нет все усилия".
ФГУП "Почта России" было сформировано на базе департамента почтовой связи в сентябре 2002 года в рамках реструктуризации Минсвязи. Сейчас сеть почтовой службы объединяет 42 тысячи отделений, а численность персонала составляет около 415 тысяч человек. Ежегодно "Почта России" обрабатывает и доставляет свыше 1,7 миллиарда писем, 54 миллиона посылок и почти 185 миллионов денежных переводов.
В декабре 2010 года "Почта России" была признана компанией года за успехи в модернизации инфраструктуры, а также названа лидером репутационного рейтинга по индексу заметности и уровню доверия.
В "Почте России" рассказали "Коммерсанту", что компания понесет репутационные издержки, а вот финансовые пока оценить сложно. Сильнее всего, предположительно, может пострадать "дочка" почтовой службы - экспресс-доставка "EMS Почта", через которую в Россию ежемесячно попадает около ста тысяч отправлений. В 2010 году, по данным "Почты", на долю "EMS Почты" пришлось около 20 процентов рынка экспресс-доставки (в пятерку крупнейших игроков рынка входят также DHL, Pony Express, СПСР и DPD).
В свою очередь, официальные представители ФТС заявили "Московским новостям", что новые правила должны будут ускорить работу "Почты". В таможенной службе отметили, что "Почта России" почти не пользовалась своим правом прохождения досмотра вне очереди, поскольку затягивала оформление документов.
Кроме того, 8 июля ФТС опубликовала "ответный" пресс-релиз. В нем она подчеркнула, что новый приказ "не противоречит нормам международного права, в том числе актам Всемирного почтового союза", а помещение посылок из-за рубежа на временное хранение "не отразится на времени совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".
В сообщении ФТС поясняется, что ранее хранение зарубежных почтовых отправлений "производилось без учета со стороны таможенного органа", и посылки с письмами после доставки в место международного почтового обмена не всегда сразу передавались для таможенного контроля.
Станет ли быстрее?
В "Почте России", предупреждая о возможных задержках корреспонденции в связи с нововведениями таможенников, также напомнили, что в 2010-2011 годах предприняли шаги по повышению эффективности своей работы. В частности, "Почта" увеличила число пунктов международного почтового обмена, открыв новые в "Шереметьево", "Пулково" и Новосибирске, модернизировала ряд существующих пунктов, а также оптимизировала логистику.
Однако россияне по-прежнему считают, что "Почта России" работает медленно и спустя рукава. Если порыться в интернете, на один положительный отклик придется масса негативных. При этом вот такой отзыв ("'Почта России' - все беременные и раненые улитки работают у нас") - еще можно назвать весьма и весьма доброжелательным по сравнению, например, вот с таким.
Россиян, возмущающихся длительной доставкой писем и посылок, понять можно. За последние два года "Почту России" уже не раз критиковали за задержки с доставкой зарубежной корреспонденции.
Так, в марте прошлого года выяснилось, что аукцион eBay отказывает в продаже товаров россиянам из-за того, что "Почта" увеличила срок доставки посылок с двух недель до двух месяцев. В самой почтовой службе объяснили, что в январе-феврале 2010 года число отправлений выросло на 64 процента по сравнению с аналогичным периодом 2009-го, что и привело к задержкам. При этом в "Почте России" отметили, что дополнительно задерживают доставку проволочки в работе таможни. В ФТС, в свою очередь, опровергали эти обвинения. В итоге "посылочный кризис" разрешился после того, как таможенники увеличили часы работы, а "Почта" открыла новые пункты международного почтового обмена.
В марте 2011 года в отечественных СМИ появились публикации о том, что россияне получают экспресс-посылки из других стран с задержками, в некоторых случаях - больше чем на месяц. В "Почте" тогда заявили, что зачастую в срыве сроков поставок виноваты сами россияне, которые документально занижают стоимость ввозимых товаров. ФТС тогда же официально объяснила, что ответственность за задержки несут не таможенники, а "почтовые администрации", каковой в РФ является "Почта России".
В случае развития очередного "посылочного кризиса" взаимоотношения ФТС и "Почты России", очевидно, будут развиваться по "накатанной" схеме: с перекладыванием вины за долгую доставку с ведомства на ведомство. Конечно, ведь ожидание выпадает на долю потребителей.