19 сентября состоялось очередное заседание Российского оскаровского комитета. На нем был выбран фильм, который будет представлять Россию в гонке за награду Американской киноакадемии. По мнению членов комитета (стоит отметить, не единодушному), такой лентой в этом году стала работа Никиты Михалкова "Утомленные солнцем 2: Цитадель".
Самым яростным противником выдвижения "Цитадели" на "Оскар" оказался председатель оскаровского комитета — Владимир Меньшов. Хочется отметить, что к мнению этого кинематографиста стоило бы прислушаться не только из-за занимаемой им должности. В конце концов, фильм самого Меньшова "Москва слезам не верит" завоевал-таки "Оскар" в 1981 году (причем картина сумела обойти ленты Трюффо и Куросавы).
Сам Меньшов на "Оскар" предпочел бы выдвинуть "Елену" Андрея Звягинцева. Эта картина была тепло встречена на Каннском кинофестивале, что, в принципе, показывало интерес к ней западной аудитории. Меньшов теперь в интервью говорит, что его коллеги по оскаровскому комитету признавали: у "Елены" действительно хорошие шансы добиться успеха. Однако голоса в результате достались не Звягинцеву и не Сокурову (чей "Фауст" также входил в рассмотренный 19 сентября шорт-лист), а Михалкову.
Голосование было тайным, однако, как заявил Меньшов в эфире "Эха Москвы", когда в подобных мероприятиях принимают участие десять человек, "слишком легко понять, кто за что голосует". Однако называть имена коллег, высказавшихся за и против, он отказался.
Тем не менее, некоторые кинематографисты (в том числе и из состава оскаровского комитета) свою точку зрения озвучили. Вот, например, формулировки Алексея Учителя кажутся довольно обтекаемыми, но режиссер все же высказывается не в пользу "Цитадели". По его мнению, решение комитета было "субъективным", и в этом году в России появились другие фильмы, гораздо более достойные того, чтобы представить страну на "Оскаре". Напомним, что фильм самого Учителя "Край" стал претендентом от РФ на ту же награду в прошлом году, однако в составленный Американской киноакадемией шорт-лист в результате не вошел.
Андрей Кончаловский заявил, что если бы он принимал участие в голосовании, то "Цитадель" бы поддерживать не стал. Режиссер еще раз подчеркнул, что еще три года назад написал заявление об исключении его из оскаровского комитета и в настоящее время в работе этого органа участия не принимает.
Кончаловский также считает, что комитет необходимо реструктурировать. Это связано в том числе с тем, что в РФ существует две официальных киноакадемии - "Ника" и "Золотой орел". Чтобы комитет мог "выражать абсолютное мнение кинематографической общественности", в него должны входить участники всех гильдий.
О необходимости реструктуризации комитета говорит и заместитель председателя Союза кинематографистов РФ Сергей Лазарук (который, кстати, входит и в текущий состав). Между тем, протест Меньшова Лазарук считает отражением эмоций, не носящим "принципиальный и концептуальный характер". Дескать, Владимир Валентинович уж очень болел за "Елену" Звягинцева, вот и совершил такой своего рода "демарш".
Глеб Панфилов, еще один член оскаровского комитета, и вовсе считает "Цитадель" отличным выбором. С его точки зрения, работа Михалкова - "сильный, серьезный и глубокий" (а также "масштабный") фильм. Панфилов даже проводит параллели между "Цитаделью" и удостоившейся "Оскара" лентой Сергея Бондарчука "Война и мир". Впрочем, Панфилов лично принимал участие в работе над "Утомленными солнцем 2", и поэтому в состоявшемся 19 сентября голосовании участия не принимал.
Между тем, отечественные кинозрители в массе своей с Панфиловым, кажется, не согласны. "Цитадель", вышедшая в прокат в мае 2011 года, не только получила разгромную критику, но и провалилась в прокате. И это при том, что россияне видели предыдущую серию, "Утомленные солнцем 2: Предстояние", то есть в голове у них по крайней мере могла сложиться цельная картина. Далеко не факт, что все представители Американской киноакадемии успели ознакомиться с "Предстоянием", так что у кого-то из них могут возникнуть вполне обоснованные вопросы к сюжету "Цитадели".
Можно, конечно, вспомнить, что оригинальная лента Михалкова "Утомленные солнцем", вышедшая в 1994 году, получила-таки "Оскар". Более того, это был уже не первый фильм режиссера, ставший номинантом на награду Американской киноакадемии. В 1993 году на "Оскар" претендовала картина "Урга — территория любви". То есть американцы Михалкова если и не любят, то уж точно знают. Но это, пожалуй, единственный факт, оправдывающий выдвижение "Цитадели" на премию.
В общем, мнения мнениями, но куда интересней выяснить, поедет ли "Цитадель" в результате за "Оскаром" или нет. Меньшов, как сообщают многие источники, отказался подписывать протокол вчерашнего заседания оскаровского комитета. ("Комсомольская правда" пишет, что его подпись все же была получена "после недолгих кулуарных переговоров".) Но протокол, по всей видимости, является формальностью. Есть ли в нем подпись, нет ли ее - "Цитадель" все равно выдвинут, об этом говорит сам Меньшов. Соответствующие документы должны быть представлены в Американскую киноакадемию к первому октября, то есть фактически через полторы недели. Поисками другого фильма-кандидата комитет займется только в том случае, если сам Никита Михалков выступит с такой инициативой.
Тут, однако, следует учитывать вот что: даже если "Цитадель" и станет одним из претендентов на "Оскар", для Американской киноакадемии работа Михалкова — всего лишь еще одна строчка в списке из десятков наименований. В шорт-лист в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" попадают всего пять из этих картин. И на то, окажется ли "Цитадель" в окончательном перечне или нет, члены Российского оскаровского комитета повлиять уж точно не смогут.