Тени в 3D Интервью с режиссером "Боя с тенью 3"

В середине ноября 2011 года на экраны выйдет заключительный фильм трилогии "Бой с тенью", получивший подзаголовок "Последний раунд". Это первая лента серии, которую выпустят в прокат в формате 3D. В качестве режиссера и сценариста над фильмом работал Алексей Сидоров. Он же занимался постановкой первого "Боя с тенью", однако в создании второй части принимал участие только в качестве продюсера и автора сценария.

За несколько недель до премьеры "Боя с тенью 3" Алексей Сидоров рассказал "Ленте.ру" о составляющих коммерческого успеха, своем отношении к формату 3D и особенностях российских боевиков.

"Лента.ру": Считается, что "Бой с тенью" - это одна из немногочисленных успешных с коммерческой точки зрения российских кинофраншиз. Чем продиктован ее успех? Может, тем, что имя режиссера первого фильма было известно по сериалу "Бригада"? Или были какие-то другие факторы?

Алексей Сидоров: Я думаю, что здесь комплекс факторов. Отчасти, конечно, "бригадная" история повлияла. С другой стороны, не надо забывать, что между "Бригадой" и "Боем с тенью" прошло три года, во-первых. Во-вторых, какого-то мегапромо на этом не строилось. Да, этот факт упоминался, но я не уверен, что зрители хорошо знали фамилию режиссера.

Но это же сарафанное радио. Все друг другу передали: "А помните 'Бригада' была, теперь вот 'Бой с тенью'".

Отчасти, я думаю, что это так или иначе повлияло. Но на самом деле, мне кажется, критерий успеха любого киношного продукта - это сочетание искренности, профессионализма и понимания аудитории, на которую нацелен фильм. Если три этих компонента одновременно работают, то любой фильм будет успешным.

Я не уверен, что в первом "Бое с тенью" все эти три компонента в полной мере сработали. Он был искренним и профессиональным, это да. Что касается понимания аудитории - наверное, он был заточен на слишком разные слои одновременно. И это как-то повлияло на его успешность. Но я считаю, что этот фильм все равно мог быть более успешным. По тому времени он собрал примерно 8,5 миллиона. Я считаю, что он должен был брать 12 по тем цифрам, такие расчеты были лично у меня. Но никогда не поймешь, как это все сработает. Если бы любой человек из индустрии знал секрет успеха, то он бы был господь бог.

Поэтому ты можешь все что угодно сделать, выпрыгнуть из штанов, чтобы понравиться аудитории, сделать какую-то интересную вещь, и ничего не сработает. Это всегда комбинация факторов, вплоть до сезона, до настроения людей, вплоть до климатических условий в данные выходные.

То есть получается, что отчасти вам просто повезло?

Я думаю, что да, это всегда везение.

А почему ваша роль в производственном процессе менялась? Над первой лентой вы работали как режиссер, над второй - как продюсер и сценарист. А теперь опять решили вернуться в режиссерское кресло.

Фото со съемочной площадки

Фото со съемочной площадки "Боя с тенью 3"

Lenta.ru

Это на самом деле тупо бизнес-ситуация. Я совершенно не собирался возвращаться. Более того, сценарий третьего "Боя с тенью" писался под определенного режиссера. Но он, к сожалению, был фактически дебютантом в большом кино. Так получилось, что мы запустились в производство первый раз с третьим "Боем" как раз в разгар кризиса, в 2009-м году. И руководство студии решило, что не получится, чтобы такую большую картину с таким сложным производством снимал дебютант. Так совпало, что я сидел без проектов в течение семи лет и уже озверел без режиссуры. По образованию я не продюсер, не сценарист, а режиссер. Я умею создавать какую-то реальность, я умею управлять людьми и заставлять их как-то выглядеть иначе. И я сказал: "Давайте попробуем". Плюс, в любом случае было интересно за эти деньги, которые мы имели, снять картину такого уровня и производственной сложности. В принципе, это non-stop action, это такая авантюра. Было интересно поработать в чужой среде, языковой в том числе.

То есть по сравнению с предыдущими фильмами экшена стало больше, лирики - меньше?

Нет, абсолютно не так. Начнем с того, что этот фильм имеет мало отношения к первому и второму - по эстетике, по режиссуре, по всему. Это другое кино. Те же самые герои, но при этом зрителям стоит абстрагироваться от прошлых частей. Да, экшена теперь в разы больше, чем в обоих предыдущих фильмах вместе взятых, но и лирико-драматическая часть в разы усилена. Там, я бы сказал, есть душераздирающие сцены. Они правда очень лиричные, очень эмоциональные и острые. Грубо говоря, в двух первых фильмах было некое горчичное зерно, а сейчас оно выросло и распустилось - и это относится и к экшену, и к лирике.

А по трейлеру и не скажешь, что в новом фильме лирики много.

Это один трейлер, основной. Фильм - в любом случае это action adventure. И бессмысленно его продавать как какую-то мелодраму. Мелодрамы зрителю не нужны, как показывает опыт. Но в нашем фильме есть серьезные драматические линии, и, безусловно, они будут отражены в дополнительных трейлерах, в видео-клипах, во всех промо-материалах. Зрители это увидят. Я считаю, что нельзя людей обманывать рекламной кампанией, показывать то, чем фильм не является. Поэтому мы постараемся отразить все, чтобы люди смогли составить свое представление и понять, идти им этот фильм или нет. Тем более, мы выходим в дату с "Сумерками", а это дополнительные сложности.

То есть вы считаете, что ваша аудитория сильно пересекается с аудиторией фильма "Сумерки"?

Прокатная политика такая: наш фильм - для мужской аудитории. Но я считаю, что у первых двух частей франшизы есть определенное количество поклонников и поклонниц, которые совершенно спокойно могут выбирать между "Сумерками" и "Боем с тенью". И выберут наш фильм.

Согласно официальному пресс-релизу, бюджет предыдущего фильма составлял шесть миллионов долларов, а бюджет нового - пять миллионов. Как так получилось, что экшена больше, а бюджет меньше?

Предыдущую картину снимал режиссер-дебютант, со всеми вытекающими обстоятельствами. А я ему помогал по мере сил. Я не буду хвастаться, но я реально умею делать то, что называется production value. То есть я умею за единицу денег давать больше, чем многие. Новая картина выглядит в разы дороже, чем она реально стоит. Это комплекс навыков, начиная от настойчивости, упертости в преследовании своих целей. Понимание, что у тебя есть какие-то ключевые эпизоды, которые ты должен любой ценой пройти до конца и сделать по-максимуму, а есть те, по которым ты можешь уступить, потому что они все равно не дают ничего с визуальной точки зрения и экспрессии. Поэтому была очень большая нацеленность на то, чтобы выжать из каждого вложенного доллара максимум визуального эффекта. Я не хочу сказать, что это было легко, это было сплошное кровопийство, но такое интересное кровопийство.

А насколько вы были задействованы в съемочном процессе второй части? Я слышал, что вы, не будучи режиссером, все равно на съемочной площадке все контролируете.

Да, по возможности я это делаю. Иной раз, может быть, я слишком давлю, потому что я чувствую ответственность за деньги, вложенные в меня и в мои проекты. Я стараюсь присутствовать на площадке и помогать режиссеру. Но я не могу вложить свои мозги, свое понимание, свои навыки и так далее.

Еще один вопрос, так или иначе связанный с бюджетом. Третий фильм выйдет в том числе в формате 3D. Картина сразу снималась в этом формате?

Я считаю, что вообще это нонсенс - снимать экшен-кино в 3D. Потому что технически с этими камерами сделать это просто невозможно. Должно быть какое-то ограниченное число шотов, специальных кадров, которые нужно снимать с использованием 3D-камеры. А остаток снимать как обычно. Собственно, так нормальные студии и делают. Поэтому все эти разговоры, что кино полностью снято на 3D-камеры - это не совсем правда

Я уточню, то есть ваш фильм был целиком снят в 2D?

Да.

Ни одной сцены изначально в 3D не снималось?

Да, и не планировалось. Более того, и конверсия не планировалась, просто поступило предложение от компании инвестора и прокатчика. Я поупирался, но в результате подумал, что в этом есть свой резон. Потому что, например, там есть кадры, выигрывающие в 3D. Я сказал: если будет хорошая компания, которая поймет задачи, займется этим и с толком все осуществит, то давайте сделаем. Главная задача - не навредить, чтобы зрителей не выносили с припадками эпилепсии из зала, чтобы у них там раздвоения личности не случалось и так далее. Компания нашлась, я пока очень доволен. Конечно, экран все покажет, но по почти полугоду сотрудничества я могу сказать, что это очень приличные люди.

Стоимость пост-конверсии была заложена в бюджет фильма? Или это отдельная сумма?

Отдельная.

Расскажите про фильм "Темный мир", к которому вы тоже руку приложили. Он, помнится, позиционировался как первый отечественный 3D-боевик.

Фото со съемочной площадки

Фото со съемочной площадки "Боя с тенью 3"

Lenta.ru

Вот это то, о чем я говорил. Я ненавижу обман зрителя, а в тот момент так и произошло. Отчасти потому, что я тогда был занят "Боем", отчасти по ряду других обстоятельств. Я не смог повлиять на ситуацию, это было абсолютный "фальшак". Я был абсолютно против того, чтобы называть его 3D-фильмом, там было всего 20 минут 3D. Я не просто режиссер, я еще и продюсер. Я понимаю, что люди вложили деньги, им хочется их вернуть. Они считают, что такое позиционирование фильма поможет деньги вернуть. Нет проблем, если вы так считаете, я готов на это пойти. Вы вложили деньги, вы диктуете. Я не буду упираться, если вы хотите их вернуть и считаете, что это правильное решение. Но я всегда говорил, что это неправильно.

В результате у зрителя претензии были не только к 3D, там и на сценарий жаловались. Вас это вообще задевало? Или вы как продюсер считаете, что если получилась финансово успешная картина, то не надо переживать из-за отзывов аудитории.

Тэтчер сказала: если ты работаешь в публичной сфере, будь готов, что тебя будут полоскать, и не жужжи. Поэтому нет никаких проблем. Вообще, я стараюсь по возможности не читать это все. Это, конечно, самообман, все равно залезаешь и читаешь. Но, как правило, я сам знаю, что сделано хорошо, а что плохо.

То есть вы в целом довольны "Темным миром"?

Я всегда знаю, что хорошо, а что плохо. Поэтому я не сильно расстраивался, я знаю, что там и в сценарии, и во всей истории был потенциал, который, к сожалению, не до конца раскрылся.

Давайте вернемся к "Бою с тенью". Этот фильм с самого начала задумывался как трилогия?

Нет. Я хотел убить героя в конце первой серии. В одной из версий сценария так и происходило. И я до сих пор считаю, что я в глобальной перспективе совершил ошибку. Если бы я его убил тогда, то, возможно, сейчас снимал бы вообще другое кино. Я не хочу сказать, что все, что потом происходило, было плохо. Я бы, например, не снял третий фильм. А я им, в принципе, доволен, несмотря на то, что всегда как творческий человек вижу какие-то недочеты. Но я очень надеюсь, что в трилогии поставлена точка. Денис Никифоров вообще настаивал, чтобы в конце этой серии его персонаж был убит. Но это секрет. Я очень надеюсь, что мне не придется какие-то противоестественные движения совершать для того, чтобы возрождать кого-то из персонажей.

Ну, Михалков же оживлял персонажей.

Вот поэтому я не очень хочу это делать. На самом деле, это очень смешная вещь, в начале первого фильма я хотел убить героя Дениса. Во втором фильме я хотел убить персонажа Лены Пановой. А в третьей части Денис очень хотел, что его героя убили. Чем это все закончится - надеюсь, люди захотят посмотреть.

Вы расстроились, когда во второй части героя в Америку отправили? Или это вас устраивало как сюжетный ход?

Нет, абсолютно не расстроился. Этот сюжетный ход я придумал, я же там автор сценария.

Получилось в результате, что полфильма герои разговаривают на английском, за кадром звучат хип-хоп и R'n'B. Вы, может, пытались так заинтересовать западную аудиторию?

Вообще нет, не было такого желания. Просто в первом "Бое" действие происходило в основном в России, звучали в основном русские коллективы. Во втором фильме действие происходило в Америке, поэтому и саунд-трек такой. В третьем фильме я хотел использовать очень много китайской музыки, хип-хопа современного, модного и интересного, есть еще жанр кантопоп, очень смешной, это типа нашего шансона, только по-кантонски.

То есть музыка - это элемент, добавляющий аутентичности?

Конечно.

Когда во втором фильме показывают важный чемпионат по боксу в Америке, на ринге рекламируется Nemiroff. Это не product-placement, а тоже для аутентичности добавлено?

Да, я не знаю, как сейчас, но компания Nemiroff очень активно себя промоутировала именно на боксерском рынке, они покупали подложки рингов и ставили на них свой логотип. Я уже сейчас не помню, были ли там product-placement. Скорее всего, все равно был, потому что иначе бы Nemiroff не дал свой логотип использовать. При съемках третьего фильма у нас не было возможности договориться ни с кем из тех людей, которые реально дают свои логотипы на боксерские ринги. Поэтому нам пришлось придумывать свои логотипы. Придумали, например, несуществующую водку "Князь Рюрик".

Как вы считаете, есть ли шанс у отечественных боевиков заинтересовать зарубежного зрителя? Лично вы не пытались этого добиться, потому что все равно не получилось бы? Бюджета, например, не хватило бы?

Шансы есть, но нужно писать адаптированный сценарий. Для нашего рынка сценарий надо писать немножко по-другому, туда заносится больше не необходимого сценарного материала. На западе это просто очень жесткая сетка - что за чем должно происходить, в какой последовательности, как это будет развиваться. И отступить от этого невозможно. Когда ты строишь так историю про русского персонажа, каким-то удивительным образом плохо получается. Русский персонаж не структурирован, это какой-то сгусток хаоса - сам по себе, в своем поведении, в своих мотивировках и так далее. Очень сложно выстроить из него строгую американскую структуру. Если преодолеть этот момент и написать русский экшен для персонажа-британца или американца, который попал в какие-то обстоятельства, наверное, это будет проще. Хотя среда (предметная среда, географическая, климатическая, ментальная) все равно будет диктовать свои ограничения. Это очень странная западня, из которой сложно вырваться, но в принципе это абсолютно достижимо и реально. Французы это делают, китайцы давно научились это делать, корейцы научились. Мы тоже научимся это делать в какой-то момент, когда мы перескочим рамки нашего патриархального советского сознания.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше