Специалист по гриму и спецэффектам Грег Никотеро работает в кинематографе с середины 80-х годов. Он принимал участие в создании фильмов "Танцующий с волками", "От заката до рассвета", "Крик", "Зеленая миля", "Ванильное небо", "Город грехов", а также многих других картин. В настоящее время Никотеро занимается созданием зомби для телесериала "Ходячие мертвецы" ("The Walking Dead”), а также выступает в качестве исполнительного продюсера этого проекта.
Упомянутый сериал выходит в США на канале AMC. В России "Ходячих мертвецов" можно посмотреть на канале FOX Crime. Зрителям уже успели представить состоящий из шести эпизодов первый сезон, а также две серии второго сезона. "Ходячих мертвецов" можно смело назвать одним из самых успешных проектов AMC. Первую серию нового сезона, вышедшую в эфир 16 октября 2011 года, посмотрели более семи миллионов человек. Это весьма высокий показатель для сериала, демонстрируемого на кабельном канале.
В интервью FOX Crime, предоставленном для публикации на сайте "Ленты.ру", Грег Никотеро рассказал о своем отношении к фильмам ужасов вообще и сериалу "Ходячие мертвецы" в частности, а также о том, как ему удается превращать обычных людей в зомби.
Расскажите о своем отношении к фильмам ужасов.
Мне нравится этот жанр. Я вырос в Питтсбурге, познакомился там с Ромеро, когда был еще совсем молод. Своего рода учебниками для меня стали фильмы студии Hammer. Мне нравились они все. У меня были копии в формате Super 8, видеокассеты тогда были не особо распространены. Ирония в том, что предприятие, созданное мной в 1988 году, стало успешным не благодаря фильмам ужасов, а из-за картины "Танцующий с волками". Благодаря этой ленте зрители поняли, что грим, всякие аниматронные штуковины и прочие чудеса пригодны не только для того, чтобы изображать различные кровавые детали.
Все последние 20 с лишним лет мне очень везло, у меня была возможность проявить себя в совершенно разных фильмах. Я работал с Майклом Бэем и делал роботов для "Трансформеров". Затем приклеивал искусственные раны на симпатичных девушек для съемок фильма "Пираньи". Потом создавал инопланетных тварей из "Хищников" - а это, можно сказать, уже классика sci-fi. Каждая новая работа - это уникальное испытание. К счастью, я все время чем-то занят, без работы сидеть не приходится. Думаю, мы вторая самая востребованная в мире компания по созданию грима и эффектов - в рейтинге сразу за Риком Бэйкером.
И какие же уникальные задачи ставит перед вами сериал "Ходячие мертвецы"?
Дело в том, что мы вообще не относимся к "Ходячим мертвецам" как к телевизионному сериалу. Каждая серия для нас - это отдельный мини-фильм. В прошлом сезоне, например, таких мини-фильмов было шесть. Мы никогда не говорим: нет, на это у нас нет времени, просто делаем все, что можем. В новом сезоне, например, после получения каждого из сценариев у нас есть всего восемь дней на то, чтобы понять, как именно снимать новую серию. Но нам хочется, чтобы наш проект был самым глобальным из телевизионных шоу. Я пытаюсь отсматривать весь подготовленный материал не как создатель, а как зритель. Как зритель, которому хочется, чтобы ему показали что-то крутое и интересное, такое, что он раньше не видел.
Вы чувствуете какое-то давление в связи с тем, что первый сезон сериала оказался настолько успешным?
Нет, не чувствую. С нами работают отличные сценаристы и актеры. Я должен сказать, что с актерами нам особенно повезло. Они видят зомби на съемочной площадке каждый день, но все равно умудряются реалистично изображать испуг. Знаете, если ходячий мертвец не способен напугать персонажа фильма, то и у зрителей он страха не вызовет.
После того как первый сезон был отснят, я просмотрел все серии и составил список пожеланий для второго сезона. Там есть всякие мелочи, касающиеся грима, на которые никто не обратит внимания никогда в жизни. Никто кроме меня. Я-то их замечаю и вижу, что именно можно было бы улучшить. Кстати, в этом сезоне многое поменялось. В прошлый раз события разворачивались посреди города, теперь мы выбрались за пределы населенного пункта. Но я не волнуюсь! Я считаю, что в прошлом году у нас вышло неплохо, мне есть чем гордиться. Знаете, если проводить параллели с фильмами, то "Ходячие мертвецы" - это как наш собственный "Властелин колец". Первые сезон был первой частью трилогии, сейчас мы работаем над второй и третьей частями.
А для второго сезона вы уже сделали что-то, что могло бы стать поводом для гордости?
Вообще говоря, я считаю, что внешний вид мертвецов в новом сезоне улучшился по сравнению с предыдущим годом. В одной из прошлых серий был крупный план девушки-зомби с раной на щеке. Так вот, он меня совсем не устраивал. Она там выглядела как девушка с дырой в щеке, а не как зомби. А мне бы хотелось, чтобы зрители думали, что мы где-то откопали настоящих живых мертвяков и притащили их на съемочную площадку. Вот и приходится возиться с гримом, разрабатывать необычные контактные линзы... Я никогда раньше не подходил к работе с таким усердием. Но зомби зато становятся все лучше и лучше.
А вам никогда не хотелось сделать зомби хотя бы немного смешными?
Не думаю, что стоило бы так делать. Если сделать зомби смешными, они перестанут быть угрожающими и пугающими. Мы же не хотим превратить их в персонажей из мультиков.
Как изменились ваши функции после того, как вы стали одним из исполнительных сопродюсеров сериала?
На самом деле, эта идея возникла еще в конце прошлого года. Гэйл и Фрэнк (Херд и Дарабонт, продюсеры сериала. - прим. "Ленты.ру") позвонили мне и сказали: "Слушай, ты же не просто выдумываешь спецэффекты, ты делаешь для проекта гораздо больше. Ты следишь за качеством сериала. Давай ты будешь принимать участие в проекте еще и как продюсер-консультант". И вот с начала этого сезона я взял на себя эти функции. Я теперь гораздо активней участвую в проекте, слежу за монтажом, вношу правки в сценарий...
Лично у вас есть в сериале какие-то любимые персонажи-зомби?
Я люблю девушку с велосипедом. Она была первым зомби, которого мы создали. В новом сезоне, конечно, тоже будут всякие интересные мертвяки. Кстати, во втором сезоне зомби предпочитают перемещаться стаями.
Расскажите пожалуйста о том, как вы готовите актеров к работе в роли зомби.
У нас в этом году была трехдневная образовательная программа для зомби. В день приходило по 60 человек. Мы, в общем, позволяли пробоваться абсолютно всем и каждому. Я сам выставлял им оценки за внешний вид и умение двигаться. В этом году я отбирал самых худых людей с длинными шеями и большими глазами. Если человек хорошо выглядит, но как актер - так себе, с ним вполне можно поработать. В прошлом году набирать людей было сложнее, тогда еще никто ничего не знал о нашем сериале. В этот раз все проще - люди, которые приходят пробоваться, примерно представляют, чего именно от них ждут.
Сколько времени уходит на то, чтобы сделать из человека зомби?
Обычно на то, чтобы загримировать одного человека, требуется около полутора часов. Поэтому когда нам требуется большое количество зомби для какой-либо сцены, на площадке работают одновременно девять-десять художников по гриму. В конце рабочего дня приходится еще и очищать наших зомби от грима. В некоторые дни вообще не остается времени на передышку.
Какие-нибудь знаменитости просились к вам на роль зомби во втором сезоне?
Было дело, но в результате этого так и не случилось.
У вас есть ощущение, что во втором сезоне вам была предоставлена большая творческая свобода? Например, вам теперь позволяют показывать кровавые подробности?
Со свободой и с самого начала никаких проблем не было. Канал AMC относился к нашему проекту как к кинофильму, нам позволяли делать вообще что угодно. Более того, если бы некоторые придуманные нами штуки были включены в фильм лет десять назад - такой картине просто отказали бы в рейтинге. Но нам многое позволяется - AMC делает серьезные ставки на этот проект.