Новое поколение Интервью с Сергеем Кареловым, одним из авторов концепции синтеллектуального краудсорсинга

.Project sberbank
.Banners no

В основу проекта Сбербанка, участники которого ответят на вопросы о будущем банка и страны, положена технология синтеллектуального краудсорсинга. О разных поколениях краудсорсинга и о борьбе с недостатками обычных решений рассказывает со-основатель и CTO компании Witology, а также один из создателей концепции синтеллектуального краудсорсинга Сергей Карелов.

Сергей, расскажите коротко, что такое краудсорсинг вообще?

Понятие краудсорсинг (crowdsourcing) ввел в обиход в 2006 Джефф Хауи (Jeff Howe). Он определил краудсорсинг как акт передачи на аутсорсинг задач, традиционно выполняемых сотрудниками компании или ее подрядчиками, большой и неопределенной (ни по количеству, ни по составу) группе людей (или онлайн-сообществу), путем открытого конкурса.

Краудсорсинг - это одновременно и процесс распределенного решения задач и модель производства. В классическом понимании термина "краудсорсинг" задачи транслируются в сети неизвестной группе потенциальных исполнителей ("решателей") в форме открытого конкурса на лучшее решение. Потенциальные "решатели", часто называемые "толпой" (crowd), могут принадлежать к одному или нескольким онлайн-сообществам. В итоге "толпа" либо просто предлагает множество решений задачи, либо еще и сортирует их по каким-то параметрам или преференциям, выбирая при этом лучшее решение.

Как известно, информационные технологии за несколько лет кардинально меняются. Это же происходит и с существующим уже пять лет краудсорсингом. По сути, на смену классическому краудсорсингу приходит его новое поколение. Мы в компании Witology называем его синтеллектуальный краудсорсинг.

Что это такое, и как синтеллектуальный краудсорсинг связан с обычным?

Синтеллектуальный краудсорсинг отличается от классического и содержанием, и формой. Содержательное отличие в том, что синтеллектуальный краудсорсинг преодолевает принципиальные ограничения и недостатки классического. А их, по большому счету, три:

1) Информационная зашумленность классического краудсорсинга. Многие умные мысли, идеи и высказывания тонут под гнетом тысяч простых и банальных высказываний;

2) Крайне низкий КПД коллективной работы множества людей. Те, кто пытался организовать поиск решений среди нескольких сотен участников, знают, что итоговый интеллектуальный уровень такой толпы получается даже ниже интеллектуального уровня ее не самых умных участников;

3) Свойство большинства людей выбирать простое и понятное. А то, что в силу своей простоты стало популярным, скорее всего, таким и останется (по аналогии с известным эффектом Матфея).

Отличие по форме синтеллектуального и классического краудсорсинга таково. Классический краудсорсинг - это всего лишь процесс или модель производства. Синтеллектуальный краудсорсинг - это технология.

Отличие технологии от процесса интуитивно понятно. Результат последнего не гарантирует качества: например, процесс самогоноварения у каждого свой, и потому результаты сильно разнятся. Результат технологии гарантируется четким описанием взаимосвязи многих подпроцессов и процедур с учетом качества и иных параметров исходных ресурсов (в случае краудсорсинга - людей) и внешних условий.

В синтеллектуальном краудсорсинге Witology функции технологической регламентации описываются специальной проприетарной "методологией производства", называемой witодология.

Что собою представляет технология, о которой вы говорите?

Помимо самой программной платформы и witодологии, технология Witology включает значительную человеческую составляющую. По сути, это человеко-компьютерная технология, которая не может работать без фасилитаторов.

Последние выполняют функции, в чем-то похожие на функции машинистов. И хотя поезд едет по рельсам, но именно машинист принимает многие решения, без которых поезд просто не доедет до пункта назначения. Примерно так же и с фасилитатором, работающим по канонам witодологии, умеющим управлять программной платформой, а также взаимодействовать с сообществом, мотивировать конкретных людей, гасить или перенаправлять в безопасное русло конфликты и т.д. и т.п.

Существуют ли уже проекты на основе синтеллектуального краудсорсинга?

Первый опыт промышленного применения синтеллектуального краудсорсинга – проект Сбербанка. Это первый подобный проект в мире. В ходе проекта строится т.н. "облачное предприятие" (подобные предприятия возможно строить только с использованием технологии синтеллектуального краудсорсинга). На нем уже работают почти сто тысяч человек.

Сколько?

Почти сто тысяч. Они делятся на три группы. Первая, самая большая, это Участники, их десятки тысяч. Они участвуют в опросах и дискуссиях, проводимых по тематике проекта.

Вторая группа, Соавторы, занята непосредственно документацией проекта. Их несколько тысяч. Наконец, третья группа - Эксперты - дорабатывают решения приоритетных задач. Их несколько сотен.

Проект преследует две цели. Во-первых, для апробирования синтеллектуального краудсорсинга для высвобождения и использования энергии человеческого капитала. А во-вторых, конечно же, для демонстрации работы на решении задач Сбербанка.

Что участники краудсорсингового проекта Сбербанка получают взамен?

В проекте задействованы все основные типы мотивации: креативная, профессиональная, материальная, карьерная, известность, слава.

Есть множество призов и наград: от iPad и грантов до завтрака с Германом Грефом и личное представление своих решений руководству СБ и России, элите российского и мирового бизнеса.

Какими краудсорсинговые проекты и сам краудсорсинг будут через 10 лет?

Полагаю, что через десять лет синтеллектуальный краудсорсинг уже будет пройденным технологическим этапом. И ему на смену придет новое поколение краудсорсинга. Какое-нибудь социосетегенетическое. :-)

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше